Среда, 17.07.2019, 01:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта
Главная » 2014 » Апрель » 28 » Какой же он, школьный музей?
13:51
Какой же он, школьный музей?

Многие музеи в школах были созданы еще в советское время, и после распада СССР почти все они были ликвидированы. Хорошо, если ценный материал был где-то сложен аккуратно, но есть примеры, когда все из музея просто безжалостно выбрасывалось... 

Например, музей комбрига Патоличева в школе №32. Я помню, как собирались экспонаты для музея, как в школу приезжал замминистра внешней торговли СССР Алибек Расулович Юсупов (министром в то время был сын комбрига – Николай Патоличев) и привозил много ценнейших экспонатов. Где все это? Где музей космонавтики школы №39?.. В последнее время в некоторых школах стали создаваться музеи истории школы, и это правильно. Они должны быть в каждом учебном заведении. Было бы желание, ведь школы в нашем городе существуют уже давно и имеют немало интересных страниц в своей истории. Такой пример есть – это прекрасный музей истории школы в школе №12, педагогический коллектив которой выпустил красивую иллюстрированную книгу «Школьная азбука». В музее бережно хранятся фотоснимки, сведения о директорах и учителях, о выпускниках, письма ученикам от композитора Дмитрия Кабалевского… Из жизни многих школ невозможно стереть пионерские годы, поэтому в них хранится пионерская атрибутика, Красное Знамя, форма школьника 60-70-х годов…

Каждый школьный музей интересен по-своему, поэтому попробую несколько слов сказать о каждом их них. Во втором корпусе школы №37 работает известный мемориальный музей В.П. Чкалова. Здесь книги о Чкалове, рефераты школьников, макет самолета «Миг-15», материалы из Борисоглебского летного училища, носящего имя легендарного летчика, авиационного завода «Сокол», а в первом корпусе школы есть зал боевой славы. В лицее №21 тоже есть зал, причем красиво оформленный, но лицей старается собирать подлинные экспонаты (их должно быть не менее 50-ти), чтобы присвоить залу статус музея. Уже имеются предметы, найденные во время раскопок в городе Ржеве дзержинским отрядом «Звезда», и многое другое. В школе №4 создан этнографический музей. 

Ученики назвали его «У истоков» и принесли в качестве экспонатов изделия из бересты, чугунки, глиняные изделия, бабушкин сундук, православную икону и книги 17-18 веков. 

27-я школа заслуженно славится музеем Мусы Джалиля. Недавно его отремонтировали, приобрели новые витрины для экспонатов. Основу экспозиции комнаты боевой славы школы №34 составляют документы о политбойцах-дзержинцах… Директор школы №22 Зинаида Стрежнева, показывая свой музей, рассказала о переписке с фронтовиками. Одна из них, нижегородка Надежда Григорьевна Собченко, прошла всю войну до Берлина. На школьный праздник в честь Дня Победы она постарается приехать к ученикам. «Сейчас каждый класс, – говорит Зинаида Алексеевна, – собирает материал к предстоящему юбилею школы».

Хорошо известен в городе своей активной работой с учениками и уникальными экспонатами музей народного быта Нижегородского края школы №35. Его посещают классами дети из других школ, в нем проходят презентации новых экспозиций, работают кружки «Городецкая роспись» и «Народная вышивка». Руководит музеем Почетный работник общего образования Надежда Охапкина. Кроме того, в этой школе успешно работает зал боевой славы. Материалы, собранные в нем, документально рассказывают о зарождении и работе легендарного дзержинского аэроклуба им. Н. Каманина, знакомят с ветеранами – частыми гостями школы. В музее школы №23 немало свидетельств о подвиге наших земляков в Афганской и Чеченской войнах, хранятся уникальные экспонаты, детские экспозиции боевых сражений, творческие работы учащихся. Об истории 45-го зенитно-прожекторного полка рассказывает музей школы №71. Здесь же хорошо отражена многолетняя история самой школы. Музей «Поиск» школы №26 бережно хранит материалы о первом ее директоре Алексее Филипповиче Кузнецове и о фронтовике Викторе Степановиче Морозове, имя которого теперь носит музей. Со знаменитыми дачниками Черноречья В.Г. Королевым и А.С. Поповым знакомит уютный музей школы №25, который поддерживает тесную связь с известным краеведом города В. Сафроновым.

Отрадно, что в каждом музее и зале воинской славы есть фотографии дзержинцев, Героев Советского Союза, стенды о подвигах наших солдат. Например, очень впечатляет зал в школе №3, где особое место отведено рефератам учащихся школы о блокаде Ленинграда, о детях – героях войны, о Героях России. Зал школы №18 посвятил свои экспозиции ратным страницам истории Отечества, а школы №32 – Ченстоховскому Краснознаменному ордена Кутузова танковому полку. 

Школа №1 – одна из старейших школ, имеющих богатую историю. Хранящиеся здесь сильно обветшавшие фотоснимки 20-х годов прошлого века учителя оцифровали и сделали небольшой фильм – пока виртуальный музей истории школы.

С начала 70-х годов работает музей 41-й мотоинженерной Краснознаменной Гдыньской бригады в школе №24. Тут много подлинных экспонатов. Это вещи с фронта – котелок, кружка, ложка, фляжка, телефонный аппарат военных лет УНА-Ф-42, фотоаппарат, полевая сумка, военная форма… Говоря о работе своего музея, учителя с гордостью показали четыре больших альбома с отзывами посетителей. В школе №17 есть стенд, посвященный жизни и боевому пути участника Японской и Отечественной войн Владимира Галкина. На улице, носящей его имя, находится и сама школа.

Школа №10 носит имя Героя Советского Союза Александра Молева. Есть в школе музей его имени, где собрано много экспонатов, рассказывающих о боевом и жизненном пути воина, немалое место в нем отведено также материалам о выпускнике школы Александре Горбунове, мемориальная доска с именем которого установлена на здании. На базе музея создан отряд «Поиск». Ребята проводят экскурсии по музею и ведут дальнейшую поисковую работу.

Есть в наших школах музеи, не похожие на другие. Их создатели выбрали свое направление. Один из них – музей воинской славы железнодорожный войск России имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко в школе №9. Музей создан по инициативе и активной поддержке участника войны Ивана Тихоновича Боева. Он служил в железнодорожных войсках и передал много личных вещей для школьной экспозиции. Здесь старый фотоаппарат и радиоприемник «Днипро-54», который служил личному составу 5-й роты 16-го полка в 1954-1956 годах, газета «Сталинское задание» 1944 года со статьями о военных железнодорожниках и многое другое.

Музей подвига школы №40 почти полностью посвящен медицине. Его экспонаты рассказывают о врачах Черноречья, об истории развития медицины в городе с 30-х годов, о медиках того времени. Специальная витрина посвящена врачу-офтальмологу С.А. Галчину. В музее много медицинского инвентаря и различных принадлежностей.

В школе №7 успешно работает не только зал боевой славы, но и музей городов-побратимов Дзержинска. Они расположены в просторных рекреациях, но так удачно, как будто школьные коридоры только для этого и предназначены. В этом тоже есть свои плюсы. 

Оформление музея, которое направлено на воспитание гражданственности и патриотизма у детей, постоянно у них перед глазами, а не за закрытой дверью. И, что особенно заметно (это относится ко всем школам), дети берегут историю, поэтому нет ни одного испорченного, разрисованного ими стенда – все в отличном состоянии. 

Музей седьмой школы известен даже за рубежом. В школе побывала делегация молодежного движения «Немецкая путешествующая молодежь», а экскурсию проводили наши школьники на немецком языке. Со своими друзьями из Гродно, Друскининкая, Биттерфельд-Вольфена ребята часто общаются с помощью Интернета.

Еще один уникальный музей – это музей боевой славы КПСКР (Краснознаменного пограничного сторожевого корабля России) в школе №20. Корабль носит имя «Дзержинский». В музее стенды и документальные материалы о дружбе с моряками корабля, форма матроса и офицеров. На многочисленных снимках можно узнать бывшего руководителя хоровой капеллы ДКХ Марка Ивановича Маркитантова – воспитанника Кронштадтского матросского клуба Балтийского флота. Особое место отведено памяти бывших выпускников школы – участника Чеченской войны Дмитрия Золина и участника Афганской войны Валерия Иванова. Оба они награждены государственными наградами посмертно. На здании школы их имена увековечены на мемориальных досках.

Кстати, на днях во Дворце детского творчества были подведены итоги смотра-конкурса городских музеев. 

Оценки выставлялись по двум номинациям: музеи и залы боевой славы. После долгого обсуждения места были распределены следующим образом: лучшим среди музеев признан музей школы №35 (директор – Т.В. Гусева), два вторых места поделили музеи школ №37 и №40, два третьих места – музеи школ №7 и №9. Лучшими залами боевой славы стали зал школы №3 (директор – Л.И. Кулаканова) и зал школы №7 (директор – В.В. Коротков). Второе место было отдано школе №35, третье – школе №21. За сохранение традиций школы специальный приз получил музей школы №12.

Безусловно, есть и существенные недостатки в работе музеев, например, недостаточно ведется исследовательская работа, не у всех есть программы, положения о музеях, не учтено количество экскурсий и т.д. Но самое главное, видно, что ответственные за музеи педагоги стараются по мере своих сил и возможностей, почти на энтузиазме проводить большую работу со школьниками. Ведь получают они за нее доплату к основной нагрузке всего лишь за два часа (!) кружковой работы.

Впереди еще много интересных открытий, интересных находок и встреч. Уверен, что многие залы, активизируя свою деятельность, получат статус музеев, а в школах, где их еще нет, будут создавать музеи, в том числе и истории своей школы. Кстати, как мне сказала начальник сектора дополнительного образования УНО Светлана Разбойникова, в школе №13 скоро будет открыт музей нового направления – музей народного образования.

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора у детей. В соответствии с программой «Патриотическое воспитание жителей города Дзержинска», утвержденной постановлением администрации города и планом работы Управления образования, был проведен смотр-конкурс музеев, залов боевой славы общеобразовательных организаций. Цель конкурса – привить детям любовь к родному краю, желание заниматься поисковой и исследовательской деятельностью… Для проведения смотра была создана комиссия, в состав которой вошли специалисты УНО, Совета ветеранов Вооруженных сил, Эколого-биологического центра и Дворца детского творчества. Оценка проводилась по следующим критериям: роль музея (зала) в учебно-воспитательном процессе, просветительская и массовая работа, работа с фондами, эстетичность оформления экспозиции, поисковая и собирательная деятельность… В школах, где побывали члены жюри, удалось увидеть музеи различного направления, среди которых военно-патриотические, краеведческие, музеи народных промыслов и быта, а также залы и уголки.

Евгений ХРЕНОВ.

Еженедельная газета "Репортер" № 15 (742)

http://www.reporter-dz.ru/obschestvo/kakoi-zhe-on-shkolnyi-muzei.html

Категория: Разное | Просмотров: 384 | Добавил: Jmouse | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz