Воскресенье, 18.08.2019, 22:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Целеполагание в преподавании предмета «Отечественная история» в школе и вузе

Преподавание предмета «История Отечества» в настоящее время является неотъемлемой частью Федерального компонента, как общего, так и высшего образования. В значительной степени, содержание предмета и в высшей, и в средней школе сходны. Это вполне объяснимо. По сути дела мы имеем третий концентр изучения история в рам­ках преемственного непрерывного образования. То есть, мы третий раз отрабатываем одну и ту же информацию. (Первый концентр - 6-9 класс, второй - 10-11 класс).

Следовательно, отличия нужно искать в целях образования на том или ином этапе и формах организации преподавания.

Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08-13 «О гражданском образовании учащихся общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации» говорит: «Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе... В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным яв­ляется воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, на­родов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края».

Стандарты общего образования РФ (2004 г.) следующим образом определяют эти цели:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям на­шей Родины, к правам и свободам человека, демократическим прин­ципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечествен­ной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической после­довательности;
  • овладение  элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической инфор­мации;
  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложив­шихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликуль­турном, полиэтичном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к предста­вителям других народов и стран. (Федеральный компонент государст­венного стандарта общего образования. Часть 1.- М. 2004 - С. 131).

Изучение курса «История Отечества» в высшем учебном заведении имеет своей целью научить студентов

  • ориентироваться в общественно-политической жизни;
  • знать историю своей страны;
  • анализировать исторические процессы;
  • вырабатывать собственную точку зрения. (http://www.vups.ru)

Таким образом, мы видим, что воспитательные цели в профессиональном образовании уходят, оставляя приоритет за формированием компетентности студента в данной образовательной области.

Значительные различия мы видим и в организации изучения предмета. Классно-урочная система школы предполагает лишь творческий подход учителя в использовании методик и технологий ведущих к использованию активных форм обучения.

Вузовская же система программно настаивает на самостоятельной работе студента, так как параллельно с лекционным курсом проводят­ся семинарские занятия, на которых студенты под руководством пре­подавателя обмениваются информацией по узловым проблемам исто­рии России, что способствует более полному осмыслению и закрепле­нию полученных знаний. Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа, которая включает в себя чтение и конспектирование исторических источников, научной литературы по темам курса к каждому семинарскому занятию указана литература, изучение которой дает возможность выявить ши­рокий спектр мнений.

Самостоятельная работа студентов предполагает обращение к справочной литературе для уяснения терминов и понятий, введенных в курс, работу с таблицами, схемами, картами, экскурсии в музеи, чтение художественной литературы на исторические темы. Конкретные рекомендации по самостоятельной работе к каждому семинару дает преподаватель.

К числу самостоятельных видов работ относятся:

  • подготовка исторической справки;
  • составление политического портрета исторического деятеля;
  • написание рефератов и тезисов прочитанных монографий;
  • составление подборок исторических документов и обзоров ме­муарной литературы;
  • разработка схем, таблиц и др. (http://www.vups.ru)

Но все эти виды работы выполняют и школьники, так что в перечис­лении видов самостоятельной работы мы особых различий не увидим.

Пока все сказанное является анализом программных документов, жизнь же преподавателя, работающего одновременно в школе и в вузе подсказывает и иные различия, проистекающие из организации преподавания и мотивации школьников и студентов (оговоримся - мы не имеем в виду студентов или школьников, где история является профильным предметом):

В школе история - один из базовых предметов, изучающийся прак­тически на всех ступенях, традиционно это один из ключевых предме­тов (естественно после математики и филологических дисциплин), более того ему отводится особая роль в процессе воспитания (об этом говорится и в стандартах). В вузе «Отечественная история» изучается в течение одного семестра и имеет целью формирование далеко не профессиональной компетентности - отсюда ее «периферийная» роль.

В школе историю изучают наравне с другими предметами, но и с це­лью возможного самоопределения, тем более, что во многих гуманитарных вузах или гуманитарных факультетах по истории сдают вступительные экзамены. В вузе - это предмет, который нужно сдать и можно забыть.

Таким образом, мы имеем дело с мотивацией разного уровня, и в вузе явно преобладает работа «за оценку», то есть один из нижайших уровней мотивации не гарантирующий качественное овладение учебным материа­лом. К тому же изучение данного предмета приходится на первый, второй семестр первого курса вуза - время адаптации вчерашнего школьника к студенческой жизни. И адаптация эта не всегда успешна.

В этой связи более сложной становится роль преподавателя в вузе, кроме преподавания предмета и обучения видам деятельности он обу­чает студента быть студентом - ответственности за процесс и резуль­тат обучения, самоорганизации деятельности и многому другому. Уже упоминавшаяся мотивация «сдать и забыть» усложняет этот процесс. Без понимания данной ситуации и все-таки, греющей душу, особинки в роли гуманитарного предмета в негуманитарном вузе преподавателю достаточно сложно сохранить честное и уважительное отношение к преподаваемому предмету. Кроме того мы никуда не можем уйти от воспитывающей роли предмета, пусть эта задача и не определяется стандартами высшего образования.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Korotkov-2.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (21.02.2010)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz