Воскресенье, 18.08.2019, 22:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Факультативный курс «Юным умникам и умницам» и развитие творческого мышления у учащихся начальных классов

Развитие познавательных спо­собностей детей является одной из основных целей современной на­чальной школы. Актуальность этого обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой за­дач формирования у школьников навыков самостоятельного приоб­ретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной по­зиции.

Развитие познавательных спо­собностей немыслимо у «ученика вообще», без  учета  особенностей и специфических психологических характеристик его возраста.

Обдумывая предстоящую дея­тельность по развитию познаватель­ных способностей учащихся, учи­тель должен задать себе следующие вопросы: Каковы задачи развития познавательных способностей имен­но в этом возрасте? К какому уровню развития познавательных способ­ностей нужно прийти, чтобы подго­товить ученика к решению задач следующего этапа развития его лич­ности?

Гармоничное развитие детей предполагает не только формирова­ние широкого круга знаний и уме­ний, но и обязательное достижение достаточно высокого уровня развития познавательных способностей.

Специальный курс развития способностей детей разработан Н.К.Винокуровой для начальной школы и рассчитан на четыре года обучения. Его цель — развитие у учащихся различных видов памя­ти, воображения, творческого мыш­ления путем использования систе­мы упражнений, представленной в рабочих тетрадях «Юным умни­кам и умницам». Данная цель реа­лизуется в трех аспектах: познава­тельном, развивающем и воспитывающем.

Познавательный аспект предпо­лагает формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умений работать с книгой в задан­ном темпе самостоятельно, контро­лировать и оценивать свою работу), развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развивающий аспект подразуме­вает развитие: речи на уровне слова, словосочетания, предложения и текс­та; мышления в ходе формирова­ния умений анализа, сравнения, син­теза, обобщения, абстрагирования, конкретизации; сенсорной и двига­тельной сфер.

Воспитывающий аспект включа­ет в себя развитие межличностных нравственных отношений.

Рассмотрим систему упражне­ний для 1-го класса.

Материал каждого занятия рас­считан на 40—45 минут.

Для проведения занятий пред­лагается учебно-методическое по­собие, состоящее из:

а) двух рабочих тетрадей на пе­чатной основе для учащихся (для каждого года обучения);

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тет­ради.

Часть заданий, включенных в пособие, отобрана из учебной и педагогической литературы оте­чественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей детей 6—7 лет.

Примерная схема занятия (полная схема занятия приведена в прикрепленном документе)

1.    Разминка (3-4 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у учащихся опре­деленного эмоционального фона, способствующего эффективному усвоению знаний. Вопросы для раз­минки достаточно легкие, способ­ны вызвать интерес, рассчитаны на сообразительность, быстроту реак­ции и нестандартность мышления.

2.  Мозговая гимнастика (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий в курсе развития способностей де­тей. Под влиянием организован­ных особым образом физических упражнений улучшаются показате­ли различных психических процес­сов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение эле­ментарных интеллектуальных задач.

3. Тренировочные зада­ния для развития психических ме­ханизмов, лежащих в основе твор­ческих  способностей,—   памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).

У детей способность к творче­ству складывается постепенно, про­ходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: готовность к следующей стадии воз­можна лишь при овладении ребен­ком качествами, формирующимися на предшествующих. Выделяют как минимум три стадии развития твор­ческого мышления: наглядно-образ­ное, причинное и эвристическое.

У первоклассников особое зна­чение имеет наглядно-образное мышление. Важными для развития такого мышления являются задания на исследование образа представле­ния. Дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить их сходство и различия.

Выделение отдельных компо­нентов образа позволяет ребенку со­единять детали разных образов, при­думывая новые фантастические объекты или явления.

Для того чтобы развивать у пер­воклассников творческое мышление, необходимо сформировать у них следующие умения:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти;
  • угадывать предмет по словесно­му описанию его свойств и приз­наков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-либо его части;
  • узнавать в неопределенных гра­фических формах (чернильных пят­нах, каракулях) различные знако­мые предметы;
  • комбинировать и сочетать в од­ном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применя­емые к одному объекту, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ по предметной и сюжетной картинкам;
  • находить действия, противопо­ложные по значению.

Исходя из вышеперечисленных умений, учителя, преподающие курс развития способностей детей, пред­лагают учащимся задания и игры, позволяющие научить: описывать признаки предметов, слов и чисел; узнавать предметы по заданным признакам; определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел; выделять существен­ные признаки предметов; класси­фицировать предметы, слова, чис­ла; определять последовательность событий; судить о противополож­ных явлениях.

4.   Веселая переменка (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводи­мая на занятиях, способствует раз­витию не только двигательной сфе­ры ребенка, но и умения выполнять несколько различных заданий од­новременно.

5.  Построение предмет­ных картинок, штриховка (15 минут)

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований ребенка — на кончиках его пальцев. От них, образно говоря, идут тон­чайшие «ручейки», которые питают «источник» творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретатель­ности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия ума ребенка.

На данном этапе занятия уча­щиеся штрихуют фигуры, которые они построили при помощи трафа­ретов. Обведение по геометриче­скому трафарету фигур способству­ет развитию умения соблюдать их пропорции, высоту и величину. Штриховка приводит школьников к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, раз­вивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки.

Таким образом, все задания, на­правленные на развитие познава­тельных способностей учеников, включались в структуру занятия. Они стимулируют у детей высокую интеллектуальную активность, позво­ляя решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения, творчески мыслить.

Но чтобы осуществлять целе­направленную, системную деятель­ность на всех учебных занятиях, необходимы соответствующие усло­вия: внесение в учебную програм­му различных видов работы в пра­вильном соотношении, включение в учебники и методические пособия специальных заданий, развивающих познавательные способности и про­дуктивное мышление учащихся, ис­пользование проблемных ситуаций на уроках.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Rusakova-2.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (22.02.2010)
Просмотров: 4616 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz