Понедельник, 22.07.2019, 22:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

История Нижегородского земства в исторических образовательных курсах

В настоящее время, связанное с процессом коренных изме­нений в политической и социально-экономической сферах жизни российского общества, вопросы истории российского земства как института местного самоуправления вызывают осо­бый интерес. Земским учреждениям исполнилось 136 лет. За более чем полувековую историю их деятельности был накоплен богатейший исторический опыт, изучение и использование которого необходимо современному российскому обществу. Земства вошли в историю страны как учреждения, питавшие либеральное движение, создавшие целый слой интеллигенции, так называемый третий элемент, то есть тех, кто своими усили­ями поднимал уровень образования и медицинского обслужива­ния, совершенствовал агрикультуру, санитарию, ветеринарное дело. Всемирное признание получила земская статистическая служба, методы которой легли в основу современной социоло­гии. Вот почему объективное исследование земской деятельнос­ти в ее историческом развитии крайне важно не только в научном, но и в практическом отношении.

Современные местные органы самоуправления все чаще стали обращаться к опыту действовавших земских учреждений и продолжать начатую ими работу. Так, например, в некоторых районах Нижегородской области возродились и успешно рабо­тают земские собрания. Идея возрождения земства все более приобретает широкую поддержку среди российских ученых и политиков, государственных и общественных деятелей. Высту­пая в Государственной думе, известный писатель А. И. Солженицын подчеркнул, что народная инициатива будет только тогда востребована и даст положительные результаты, когда в России будут работать земства. «...В нижних слоях жизни,— говорил А.И.Солженицын, — земство должно взять все главные отрасли жизни, отобрать их у правительства на вертикали».

Исследуя проблемы истории земских учреждений, неизбеж­но становишься свидетелем эволюции системы органов местно­го самоуправления. Возникнув в недрах феодально-бюрократи­ческого государства, земские институты, несмотря на свои ограниченные возможности, явились той общественной силой, которая на протяжении десятилетий продвигала страну к эконо­мическому и общественному прогрессу. Только в рамках зем­ских учреждений могла быть реализована передовая обществен­ная инициатива, и именно здесь развивалась конструктивная оппозиция абсолютизму, приближавшая Россию к демократии и конституционализму.

Учитывая актуальность проблемы, ее научную и практичес­кую значимость, вопросам изучения истории земств в современ­ной школе необходимо отвести особое место. Однако, к сожале­нию, истории земских учреждений в школах уделяется недоста­точное внимание. Это объясняется главным образом слабой степенью изученности данной проблемы, отсутствием учебного пособия, систематизированного сборника документов и т. д. Поэтому очень важно при изучении истории местных органов самоуправления широко использовать краеведческий материал, который поможет учителю в организации образовательного курса по истории Нижегородского земства.

Его история непосредственно связана с историей Нижего­родского края, поэтому необходимо рассматривать экономичес­кую, социально-культурную структуру региона, его традиции, исторические и национальные особенности.

Использование краеведческого материала по данной про­блеме в учебно-воспитательном процессе активизирует мысли­тельную деятельность учащихся, позволяет разнообразить мето­дику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Работа с краеведческим материалом открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности уча­щихся, для поиска, исследования и даже открытий, что пробуж­дает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

В процессе изучения истории нижегородских земств учащи­еся, во-первых, приобретают навыки глубокого осмысления всего пути развития системы государственной власти и местного самоуправления в истории региона и всей страны. Во-вторых, идет работа по формированию таких значимых понятий, как «реформа», «государственная власть», «местное самоуправле­ние», «общественное движение», «оппозиция», «либерализм» и т. д. В-третьих, изучение общественного движения в форме местного самоуправления ведет к пониманию и осмыслению эволюции всего общественного развития. В-четвертых, обобще­ние опыта деятельности земств в хозяйственной и культурной жизни поможет учащимся найти пути его использования в современных условиях. И в-пятых, изучение источников спо­собствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию научного исторического сознания.

История Нижегородского земства ярко отразилась в деятель­ности таких замечательных людей, как И. А. Анненков, А. А. Са­вельев, А. В. Гациский, А. В. Баженов, Н. Ф. Анненский, В. Г. Ко­роленко, С. Я. Елпатьевский и др., которые, работая в земстве, способствовали экономическому и культурному развитию на­шего края. Этим видным общественным деятелям необходимо уделить особое внимание в школьных исторических курсах.

Предлагаем для реализации педагогический комплекс, вклю­чающий основные формы организации учебного процесса: урок, спецкурс, факультатив. В основе комплекса лежит научно-исследовательская работа, проводимая учителем совместно с учащимися, поисково-аналитический процесс, включающий работу по теме исследования с источниками и литературой, находящимися в фондах библиотек, архивов, музеев города и области.

Материалы исследования по истории Нижегородского зем­ства могут быть использованы на уроке отечественной истории в 8-9-х и 11-х классах по темам: «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века», «Общественное движение в России во второй половине XIX века», «Общественно-политическое дви­жение в начале XX века» и др., а также на уроках обществознания при изучении государственно-политического устройства и со­циальной сферы. В специальных краеведческих курсах могут быть запланированы уроки, содержащие местный материал. Формы  проведения уроков возможны самые разнообразные (здесь важно учитывать контингент и подготовленность учащих­ся класса): лекции, семинары, диспуты, экскурсии, комбиниро­ванные уроки и т. д.

В настоящее время во многих школах, где имеются профиль­ные классы гуманитарного направления, широко вошли в сис­тему обучения спецкурсы, которые носят ярко выраженный авторский характер. Учитель, опираясь на результаты своей научно-исследовательской работы, составляет спецкурс по кон­кретной тематике и организует его изучение в школе.

Мы предлагаем в старших классах организовать спецкурс по теме «История Нижегородского земства», который содержит необходимый материал по истории местного самоуправления. Организация данного спецкурса требует строить работу с учащи­мися на основе ведения диалога, обратной связи, используя при этом их интерес к научно-поисковой работе. Привлекая школь­ников к работе в музеях, библиотеках, архивах, необходимо добиться того, чтобы они стали соавторами предложенного учителем спецкурса.

Спецкурс рассчитан на 18 учебных часов и состоит из трех частей. Первая часть посвящена истории появления земских учреждений в Нижегородской губернии. Во второй части рас­сказывается о хозяйственной и культурно-просветительской деятельности Нижегородского земства. В третьей части раскры­вается роль земств в общественном движении и политической борьбе с момента образования и вплоть до 1917 года.

Последней составной частью педагогического комплекса является факультатив, который организуется для учащихся, проявляющих особый интерес к истории родного края. Предло­женный нами факультативный курс также требует привлечения школьников к поисково-исследовательской работе, в результате которой формируются необходимые навыки работы с источни­ками, специальной и научной литературой. Учащиеся работают в музеях, архивах, библиотеках, совершают экскурсии, работают над рефератами и готовятся к их защите, выступают с докладами и сообщениями на школьных конференциях и семинарах, участ­вуют в краеведческих олимпиадах. Раннее приобщение школь­ников к научно-исследовательской работе позволяет им на собственном опыте познакомиться с соответствующим профи­лем деятельности, формирует желание и потребность занимать­ся интересующим делом, историей как наукой.

Такова структура педагогического комплекса исторических образовательных курсов по истории Нижегородского земства, в содержании которого заложен национально-региональный ком­понент, позволяющий сочетать изучение отечественной исто­рии с историей родного края, максимально учитывая значение экономической, социально-культурной структуры региона, его традиций, исторических и национальных особенностей.

Программа спецкурса «История Нижегородского земства»

(18 часов)

 

Часть 1. Земская реформа в Нижегородской губернии

Причины земской реформы 1864 года. Экономическое раз­витие России и Нижегородского края в середине — второй половине XIX века. Местные органы власти до реформы.

Земская реформа 1864 года и ее значение. Борьба различных политических сил вокруг реформы. Образование земств. Появ­ление земского самоуправления в Нижегородской губернии.

Структура органов местного самоуправления по Положению 1864 года. Основные функции деятельности земских учрежде­ний. Первые председатели Нижегородской губернской и уезд­ной земских управ: А. А. Турчанинов, А. М. Ермолов, И. А. Ан­ненков.

Первые шаги нижегородских земств. Социальный состав учреждений. Губернское земство. Уездное земство. Взаимоотно­шения с губернской властью. Складывание либерального крыла в земском движении.

Часть 2. Хозяйственная и культурно-просветительская деятельность земств

Основные мероприятия земских учреждений во второй поло­вине XIX века. Бюджет. Продовольственное дело. Дорожное строительство. Ветеринария.

Земства, местная промышленность и торговля. Помощь кустарным промыслам. Земства и нижегородские купцы-про­мышленники: Блиновы, Башкировы, Бугров, Дегтярев.

Земства и народное образование. Земские школы. Земские учи­теля. Распространение грамотности в Нижегородской губернии.

Деятельность земств в сфере здравоохранения. Состояние здравоохранения в крае. Земские больницы и аптеки. Земские врачи.

Деятельность земских учреждений по ликвидации последст­вий голода 1891-1892 годов в Нижегородской губернии. Учас­тие земств в оказании продовольственной помощи населению. Борьба с эпидемиями. Общественные работы в губернии. Про­грессивная общественность в борьбе с голодом.

Нижегородское земство на рубеже веков. Мероприятия по преодолению сельскохозяйственного кризиса в губернии. Агро­номическая служба. Сельскохозяйственные школы. Опытные поля.

Земская статистика и ее значение. Нижегородская статисти­ческая служба. Н. Ф. Анненский.

Часть 3. Земское движение

Земства в общественно-политическом движении. «Третий элемент» в земстве. Участие нижегородских земских деятелей в политической борьбе. На пути к конституционализму.

Земства и революция 1905-1907 годов. Участие в выборах в Государственную думу. Депутаты-нижегородцы. Земство и по­литические партии. Социально-экономические преобразования в губернии. Роль Нижегородского земства в проведении Столы­пинской аграрной реформы в крае.

Деятельность земских учреждений в годы Первой мировой войны. Участие Нижегородского земства в организации госпи­талей, сборе средств в помощь фронту и других мероприятиях.

Нижегородское земство в событиях февраля 1917 года. Соци­ально-экономические и политические мероприятия в марте - октябре 1917 года.

Земства и Советы. Октябрьский переворот 1917 года. Борьба советской власти с земским самоуправлением. III съезд Советов. Ликвидация земств.

Общее значение земских учреждений в хозяйственной, по­литической и культурной жизни страны. Использование исто­рического опыта земств в настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Белоконский И. Я. Земское движение. М, 1914.

2.  Богословский М.М. Областная история России, ее научное обоснование и современные задачи // Отечество: Краеведческий альма­нах. М., 1993. № 4.

3.  Веселовский Б.Б. История земства. СПб., 1911-1912. Т. 1.

4.  Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., 1957;

5.  Гармиза В.В. Земская  реформа и земство в  исторической литературе // История СССР. i960. № 5.

6.  Герасименко Г. Л. Земское самоуправление в России. М., 1990.

7.  Захарова J1. Г. Земская контрреформа 1890 года. М., 1968.

8.  Лаханов Ю. И. Технология изучения некоторых проблем истори­ческого краеведения в курсе отечественной истории // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Н. Новгород, 2001

9.  Петров Ф. А. Земско-либеральные проекты переустройства госу­дарственных учреждений в России//Отечественная история. 1993. № 4.

10.Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX века. Л., 1978.

11.Чешихин В. Е. Пятьдесят лет жизни нижегородских земств.
  Н. Новгород, 1914.



Источник: http://school7dzer.ucoz.ru/Statii/Lahanov-5.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (23.02.2010)
Просмотров: 2139 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 AlelaLawlhefs  
Спасибо ;-)

2 Obuv  
Путешествовал в Интернете и попал сюда.

1 Liska  
Что-то не вижу форму обратной связи.

3 Администратор  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz