Понедельник, 22.07.2019, 10:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Из опыта работы по программе "Истоки"

С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации, что и явилось главной направляющей в работе.

Целью курса в 5-м классе является, на наш взгляд, приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры.

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с  самостоятельными размышлениями.

В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.

Отличным подспорьем для учителя и учащегося является интересный, богато иллюстрированный учебник, служащий одновременно как и базовой основой социокультурного образования школьников, так и расширяющий его эрудицию по многим вопросам бытия. К примеру, было любопытно наблюдать, как пятиклассники разглядывали соху, борону-суковатку, сравнивали их с ралом и плугом. А уж сколько дискуссий вызвало задание про топоры! Ведь следовало называть лишь позитивные предназначения этого инструмента, а современные школьники мыслят, к сожалению, по большей мере, на основе СМИ – негативно.

Особое благодарственное слово мне, как историку, следует сказать по поводу раздела «Крестьянские хоромы». Сколь разнообразна здесь представленная информация. Во-первых, несмотря на наличие дач и деревень, школьники впервые знакомились с предназначением отдельных строений, комнат, помещений дома. Во-вторых, в доступной форме преподнесен материал о крестьянской общине и ее традициях, что немаловажно для понимания русской истории учащимися. Дети настолько глубоко прониклись этим «миром», что вышли на практическую форму проведения занятия: они мастерили макеты крестьянских изб, вышивали, рисовали «по-научному», «по книжке». Мало этого, мои пятиклассники решили распространить эту тему, подготовили рассказы о народных крестьянских промыслах Нижегородского края, иллюстрируя свои рассказы предметами старины. А итоговое занятие мы провели в 1 «а» классе с рассказами  для малышей, с викториной, выставкой и призами.

Разделы «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Живоначальная Троица» показались мне сложноватыми для восприятия 5-классниками, поскольку эти вопросы изучаются в курсе истории 6 класса.  И потому мы поступили так. Учащиеся 10 «а» класса подготовили мультимедийные презентации на тему «История Соловецкого монастыря», «Северо-Восточная Русь. Зодчество.» и «Тайна русской иконы», в которых актуализировали эти темы с точки зрения исторической и культурологической, и даже привлекли знания по химии (тайна красок) и физики (фундамент и приемы кладки). Подобная интеграция дала блестящий результат. Старшеклассники с удовольствием попробовали себя в роли педагогов-наставников, отвечающих на «каверзные» вопросы пятиклассников, а последние приобрели знания и опыт.

Так, к примеру, тема «Летописи» была изложена в качестве иллюстрированного мультимедийного доклада уже учениками 5 класса для одноклассников, а заключительное занятие по разделу «Московский кремль» мы расширили и  переименовали в тему «История крепостей Руси», где познакомились с историей подобных памятников архитектуры, с особенностями их строения и назначением, совершили экскурсию в Нижегородский кремль. А для первоклассников, «наших подшефных», представили виртуальное путешествие по Кремлю. И только потом уже сравнили полученные знания с Московским кремлем на активном занятии.

Для обеспечения эффективной реализации  данной программы необходимы:

1.     Помещение (классная комната)

2.     Наличие учебно-методической литературы для учителя

3.     Наличие учебных пособий и рабочих тетрадей для учащихся

4.     Наличие демонстрационного и раздаточного материала

5.     Возможность пользоваться фондами школьной и городской библиотек

6.     Наличие технических средств обучения (поскольку их использование позволяет говорить с учащимися на понятном их поколению языке, помогает выстраивать визуальный и аудиальный ряд)

Структура занятия, как правило, строится так:

Подготовительный этап.

·        Этап присоединения

·        Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивации учащихся на предстоящую работу

·        Работа строится в форме беседы, диалога; используется музыкальное сопровождение, визуальный ряд

Основной этап.

·        Самостоятельная работа учащихся на индивидуальном этапе

·        Анализ успехов и неудач в общении

·        Совместный поиск выхода из ситуации

Заключительный этап (рефлексия).

·        Анализ и словесная оценка учителем и учащимися результатов работы

·        Освоение методики анализа и самоанализа деятельности

Следует отметить, что учебные приемы, используемые на страницах рабочих тетрадей, позволяют формировать умения и навыки, востребованные на экзаменах в форме ЕГЭ (задания типа «соотнеси понятия», «сравни», «поработай с текстом и укажи главную мысль»

Однако, у меня на занятиях совсем  «не прижилась» предлагаемая в рабочей тетради форма «Поработай самостоятельно, а затем в паре», причем по одному и тому же вопросу.  Вероятно, причины в том, что детям сначала предпочтительнее и комфортнее работать в группе - в преимуществе такой формы они уже неоднократно убеждались на других уроках. А во-вторых, индивидуальное задание ученика, на мой взгляд, должно отличаться от группового обсуждения конкретностью поставленной задачи.

Зато частое обращение к личностному опыту учащихся, предлагаемое в тех же рабочих тетрадях, делает занятия «домашними», «уютными», располагающими к беседе.

В целом, данный курс, несомненно, должен принести свои «плоды»: знакомство учащихся с семью яркими и самобытными памятниками и явлениями отечественной культуры и российского образа жизни послужило  основой  самостоятельного осмысления социокультурных явлений нашей родной истории.



Источник: http://school7dzer.ucoz.ru/Statii/Iz_opita_raboti.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (06.04.2011)
Просмотров: 2225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz