Воскресенье, 18.08.2019, 22:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

«Нижегородский край»: от регионального образовательного эксперимента к новому учебному курсу

Модернизация – неизбежное условие получения школьниками ка­чественного современного образо­вания, позволяющего им адаптиро­ваться в новой социокультурной среде.

Процесс модернизации не обо­шел стороной и наш регион. В Ни­жегородской области активно раз­рабатываются и успешно внедряют­ся в учебно-воспитательный про­цесс новые учебные курсы и про­граммы, отвечающие современным требованиям. Ярким примером обновления школьного краеведческо­го образования является новый учеб­ный курс «Нижегородский край» (авторы: В.К.Крючков, Г.Б.Гречухин, М.Н.Крайникова, А.Ю.Горин, Л.В.Агафонцева), ставящий целью обучения не столько получе­ние школьниками репродуктивных знаний, сколько формирование кре­ативных способов деятельности, гуманистических идеи и духовно-нрав­ственных ценностей.

В основе нового курса лежат принципиальные положения, раз­работанные современной педагоги­ческой наукой и составляющие его методологическую основу: человекознание, человекосозидание, культуротворчество, диалогическое мышле­ние, что подтверждает гуманистическую, духовно-культурную, твор­ческую и деятельностно-практическую направленность курса.

В 2007/2008 учебном году актив­но велась экспериментальная рабо­та по созданию и внедрению в обра­зовательные учреждения Нижего­родской области УМК «Нижегородский край». В этой работе участвуют 16 учителей из 14 городских и сель­ских школ области. Участником экспериментального проекта является и автор настоящей статьи, который проводит работу по диссеминации опыта внедрения данного курса в 7-м классе средней школы № 7 Дзержинска. Результатом нашей общей деятельности должен стать комплект необходимой для работы учебно-методической литературы: мультимедийный учебник, сборник методических поурочных рекомендаций, разработки уроков учителей-экспериментаторов. Необходимо сде­лать все возможное, чтобы переход на новый учебный курс для наших коллег — учителей краеведения ока­зался приемлемым и, по возможно­сти, безболезненным.

Любой эксперимент в образо­вании ориентирован на конечную цель, оптимально положительный результат, поэтому важное значение имеют поэтапное отслеживание итогов работы, постоянная ее коррек­ция и рефлексия.

За время эксперимента нами был накоплен определенный опыт реализации нового учебного курса, выявлены его положительные сто­роны и некоторые недостатки. Достоинством настоящего курса явля­ется то, что в нем представлен учеб­ный материал многих образователь­ных областей: истории, географии, биологии, экологии, социологии и культурологии, которые, взаимно дополняя друг друга, создают еди­ную картину развития родного края и в то же время выделяют его осо­бенности. Кроме того, учебный курс «Нижегородский край» не только является интегрированным, но и от­личается ярко выраженной культу­рологической направленностью. Он содержит необходимый материал, знакомящий семиклассников с куль­турным достоянием народов, насе­ляющих наш край, способствует восприятию и пониманию духовно-нравственных ценностей, которые хранили и приумножали наши пред­ки на протяжении многих веков. Изучение курса «Нижегородский край» способствует формированию национальной и культурной идентичности личности, что является главным условием воспитания че­ловека и гражданина, интегриро­ванного в современное российское общество, стремящегося к его со­вершенствованию и развитию.

Программа курса нацелена на личностно ориентированное обуче­ние, позволяющее привить каждо­му ребенку чувства гражданствен­ности и патриотизма, сопричастно­сти к судьбе родного края, малой и большой родины.

Обязательным условием реали­зации интегрированного учебного курса «Нижегородский край» долж­но стать всестороннее комплексное изучение этно- и социокультурных особенностей малой родины, то есть местности, где живут и учатся дети. Программа нового учебного курса предоставляет широкие возможно­сти для изучения многих вопросов, касающихся духовной жизни наро­да, его веры, нравственности, обы­чаев и традиций.

Изучение курса «Нижегород­ский край» полезно и в плане фор­мирования и совершенствования многих ключевых компетенций лич­ности ребенка: когнитивной, коммуникативной, социальной, куль­турной и т. д. В целом курс решает задачи социализации личности: зна­комит учащихся с историческим опытом многих поколений, воспи­тывает любовь к природе, родному дому, своей семье.

Изучение данного курса не толь­ко стимулирует творческую актив­ность школьников, но и привлекает все дополнительные ресурсы образовательного учреждения: внеклас­сную работу по краеведению, круж­ковую, экскурсионно-туристическую деятельность, помогает осу­ществлять тесную связь с семьями учащихся.

Несмотря на все обозначенные преимущества, новый учебный курс, по нашему мнению, не лишен неко­торых недостатков. В ходе экспери­ментальной работы были выявлены следующие проблемы:

1.  Курс содержит большой объем учебного материала, излишне пе­регружен информацией, которая, с учетом возраста семиклассников, может оказаться трудной для усвое­ния.

2.  В курсе преобладает темати­ческое, а не хронологическое изло­жение материала. Данная структура программы не адаптирована для восприятия семиклассников.

3.  Учителя, которые будут вести этот предмет, нуждаются в специ­альной курсовой подготовке, кото­рая поможеГ им освоить учебный материал других образовательных областей (например, по религиове­дению).

4.  Программа курса предполага­ет знакомство учащихся 7-го класса с учебным материалом, который по федеральному компоненту Регио­нального базисного учебного плана должен изучаться в более старших классах (например, темы народни­чества, декабризма, Великой Оте­чественной войны и т. д.).

5.   Отсутствие адаптированного учебника превращает подготовку к урокам учителей и учеников в трудоемкую работу. Материал необ­ходимо находить в разных источни­ках, отбирать и систематизировать.

6.   И, наконец, отсутствие еди­ного учебного пособия не дает воз­можности использовать традиционные способы проверки знаний уча­щихся. Необходимо искать новые формы контроля.

Все названные проблемы под­талкивают нас к изменению форм обучения, к поискам оптимальной технологии. Надо отдать должное авторам учебной программы, кото­рые позаботились о том, чтобы но­вый учебный курс на этапе станов­ления мог вобрать в себя все инновационные методики, новые педа­гогические технологии, различные формы и методы, позволяющие учи­телю быть предельно самостоятель­ным, проявить себя в качестве твор­ческой личности.

Исходя из личного опыта экспе­риментирования, автор настоящей статьи смог определить пути реше­ния проблем внедрения нового учеб­ного курса в образовательный про­цесс, что невозможно без включе­ния самих детей в процесс совмест­ной работы. Прежде всего, это каса­ется учебно-исследовательской дея­тельности, которая формирует не только учебные навыки, но и ценностные ориентации и убеждения. Вот почему мы отдаем предпочте­ние учебному исследованию и про­ектной деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понима­ется процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий целью построение субъективно но­вого знания. Такая деятельность но­сит ярко выраженный самостоя­тельный характер и осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.

На уроках краеведения мы час­то применяем элементы исследова­тельского метода обучения, наце­ленного на формирование первона­чальных навыков исследователь­ской деятельности семиклассников: наблюдение, самостоятельный по­иск и анализ фактов, формулировка и обоснование выводов, анализ первоисточников, решение пробле­мы. Эти задачи решаются как инди­видуально, так и в составе создава­емых проблемных групп. В соответ­ствии с учебной программой про­водятся следующие нетрадицион­ные по форме уроки: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-проект, урок-экспертиза.

В исследовательской деятельно­сти мы рекомендуем применять и совершенствовать такую форму работы, как учебный эксперимент. Например, школьники могут само­стоятельно провести социологиче­ский опрос, обработать и обобщить его результаты. Так, во время изуче­ния топонимики родного города ученики провели выборочный опрос некоторых жителей Дзержинска. После обобщения результатов ока­залось, что более половины респон­дентов не смогли объяснить, почему именно так названа их родная ули­ца. Теперь ребята могут похвастать­ся, что знают топонимику города лучше своих земляков.

Специфика курса также опреде­ляет новые формы домашних зада­ний, которые носят не столько ре­продуктивный, сколько творческий, исследовательский характер. Ребята занимаются самостоятельным по­иском и анализом информации, конечно, не без помощи взрослых членов семьи. Они уже могут провес­ти хотя и небольшое, но самостоя­тельное учебное исследование: составить родословную своей семьи, описать историю семейной релик­вии, разработать и обосновать экс­курсионный маршрут, записать рас­сказ о своей жизни, жизни родных и близких людей и т. д. Работа над учебным проектом занимает более продолжительное время и, как правило, выходит за рамки урочной деятельности. Спе­цифика такого вида работы требует организации особых форм допол­нительных занятий: факультативов, краеведческих кружков, поисковых групп, научных обществ. Поскольку курс «Нижегородский край» содер­жит объемный материал, его авторы предлагают учителю организовать дополнительные занятия в рамках школьного компонента Региональ­ного базисного учебного плана, если позволяет лимит учебного времени.

В нашей школе научно-исследо­вательская и проектная деятельность школьников осуществляется в рам­ках двух структурных подразделе­ний дополнительного образования: краеведческого кружка и научного общества учащихся (НОУ).

Авторская программа дополни­тельного образования «Мой край Дзержинский» реализуется второй год. Она составлена на основе ин­тегрированного учебного курса «Ни­жегородский край» и предполагает параллельное с региональной про­граммой изучение тем, посвящен­ных нашей малой родине — Дзер­жинску и Черноречью. Хотя кру­жок — дело добровольное, его посе­щают все ученики 7-го класса, же­лающие получить дополнительную информацию о родном крае, приобрести необходимые умения и навы­ки проектной деятельности. Кроме того, активная работа в кружке по­могает им получать более высокие отметки по краеведческому курсу.

На занятиях кружка ребята учат­ся работать с источниками и литера­турой, архивным и музейным мате­риалом, писать исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации своего проекта. В конце первого полугодия учащие­ся 7-го класса подготовили и пред­ставили свои первые проекты, в ко­торых были исследованы следую­щие темы: «История моей семьи», «Моя родословная», «День народ­ного единства», «Православные хра­мы Черноречья», «Дудин монас­тырь», «Обитель на реке Лух», «Се­мейная реликвия», «Мой экскурси­онный маршрут», «Красная книга родной природы».

В научном плане работы полу­чились пока не совершенными, но в них прослеживается неподдель­ный интерес школьников к само­стоятельному поиску и творчеству, и этот интерес, надеемся, будет раз­виваться и дальше.

Другим важным направлением в деятельности кружка являются экскурсии по историческим и куль­турным местам Дзержинска и его окрестностей. Участвуя в экскурси­ях, школьники не только знакомят­ся с изучаемым объектом, но и само­стоятельно расширяют свою ин­формационную базу: делают фото­графии, рисунки, берут интервью у героев исследования. Наиболее посещаемыми местами являются Ду­дин монастырь на Оке и Флорищева пустынь на реке Лух. Интерес к православным святыням свиде­тельствует о факте возрождения веры в Бога, совершенствовании духов­ных ценностей личности ребенка.

В рамках школьного НОУ также проводится научно-исследователь­ская работа по краеведению. Широ­кое привлечение учащихся к науч­но-исследовательской работе спо­собствует повышению их интереса к учебе, вызывает жажду знаний, открывает возможности для самостоятельной деятельности,  в процессе которой проявляются лучшие деловые качества. Раннее приобще­ние школьников к научно-исследо­вательской работе позволяет опре­делить их интерес к соответствую­щему профилю деятельности, сфор­мировать желание и потребность заниматься интересующим делом, изу­чать учебный предмет как науку.

Научно-исследовательская рабо­та не может носить массовый харак­тер и проводится с наиболее увле­ченными и подготовленными деть­ми. Научное общество, как правило, посещают старшеклассники с уже сформированными навыками науч­ного исследования, но вход сюда не закрыт и для семиклассников, изучающих Нижегородский край. Они — будущее школьного НОУ.

Школьное научное общество учащихся состоит из секций, кото­рые строятся по принципу избран­ного профиля. Члены исторической секции отдают предпочтение исто­рическому краеведению. Краеведе­ние — наиболее эффективная об­ласть научных знаний, которая по­зволяет максимально использовать в практической деятельности все возможные методы научного исследования, сформировать научное историческое мышление. «Занятие краеведением по зову души, - го­ворил академик О.Шмидт, — это всегда краелюбие».

Юные краеведы стремятся по­знать все стороны предмета иссле­дования, восстановить историю его создания, собрать и сохранить уст­ные свидетельства, документы и фо­тографии.

Исследовательская работа по краеведению в рамках НОУ строит­ся по нескольким направлениям:

  1. Моя семья в истории малой и большой Родины.
  2. Человек в истории родного города.
  3. Православная церковь на Ни­жегородской земле.

4.      Политические репрессии XX ве­ка в Дзержинске.

5.      Эколого-исторические тради­ции Черноречья.

6.      Человек и война.

7.      Дзержинск между прошлым и будущим.

Поскольку наш город достаточ­но молод, его история свежа в памя­ти не одного поколения горожан, которые были участниками и свиде­телями многих исторических собы­тий. Широкие возможности для проведения исследования открыва­ют фонды городского архива, крае­ведческого музея, библиотек.

В семьях многих школьников хранятся ценные реликвии: письма, дневники, документы, старые ве­щи — свидетели прошлого. Все это служит источниковой базой для серь­езного научного исследования.

Центральной фигурой в органи­зации исследовательской деятель­ности учащихся является учитель — научный руководитель, который организует и руководит исследова­ниями, проводит консультации, про­веряет и рецензирует работы школь­ников. А в роли научных консуль­тантов могут выступать различные специалисты и, конечно же, роди­тели, незаменимые помощники сво­их детей в изучении истории семьи.

Коммуникативные навыки фор­мируются на занятиях НОУ, в рам­ках которых ученики получают ре­комендации, как вести и держать себя во время защиты своей рабо­ты. Они должны быть психологиче­ски готовы к тому, чтобы грамотно и четко представить результаты сво­ей  исследовательской деятельности, уметь правильно отвечать на вопросы, вести дискуссию.

Традиционным итогом деятель­ности НОУ является школьная на­учно-практическая конференция, на которой учащиеся представляют и защищают свою работу.

Наши ученики не ограничивают свою деятельность рамками только одного исследования. Они широко используют полученные знания, участвуя в городских и Рождествен­ских чтениях, интернет-виктори­нах и предметных олимпиадах. Луч­шие работы рекомендуются для участия в городских, областных и всероссийских конкурсах, науч­но-практических конференциях и почти всегда получают на них высо­кую оценку.

В нашей школе созданы все не­обходимые условия для плодотвор­ной учебной научно-исследователь­ской и проектной деятельности, позволяющие реализовать право учащихся на получение качествен­ного и современного образования. Как показывает практика, многие учащиеся школы успешно приме­няют свои знания в будущем, посту­пив в вуз и продолжая научно-ис­следовательскую работу на более вы­соком уровне.

И положительным стимулом для них в этом направлении будет но­вый учебный курс «Нижегородский край», который семиклассники на­чали изучать в этом учебном году. Надеемся, что региональный экспе­римент удачно завершится и в ско­ром времени в школьном расписа­нии появится еще один предмет по краеведению. А пока все авторы и участники проекта активно продолжают эксперимент и делают все возможное для его успешного осу­ществления.


ЛИТЕРАТУРА

1. Богословский, М. М. Областная история России, ее научное обоснова­ние и современные задачи / М. М. Бо­гословский // Отечество: краеведче­ский альманах. — М., 1993. — № 4.

2.Дереклеева, Н. И. Научно-иссле­довательская работа в школе / Н. И. Де­реклеева. — М.: Вербум, 2001.

3.Историческое краеведение в шко­ле: материалы областной научно-прак­тической конференции 14 ноября 2001 г. — Н. Новгород, 2002.

4.Лаханов Ю. Н. Роль школьных НОУ по истории в процессе развития воспитательного потенциала и совер­шенствования исследовательских навы­ков личности учащихся / Ю. Н. Лаха­нов. — Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Ло­бачевского, 2007. — С. 88-93.

5.Нижегородский край: программа интегрированного учебного курса для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / В. К. Крючков [и др.].— Н. Новгород, 2007.

6.Степанкова, М. В. Учебная иссле­довательская деятельность школьников в профильном обучении / М. В. Сте­панкова. - СПб. : КАРО, 2005.

7. Черникова, С. В. Роль краеведения в формировании духовно-нравственных ценностей /СВ. Черникова // Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин: материалы VII областной научно-практической конференции 20 февраля 2008 г. - Н. Новгород, 2008. - С. 100—103.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Lahanov-2.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (16.02.2010)
Просмотров: 1377 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz