Вторник, 16.07.2019, 19:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Опыт использования ИКТ на уроках элективных курсов обществоведческого цикла

Современный процесс обучения истории и обществознания характеризуется более широким использованием в нем компьютерных технологий.

Под компьютерными технологиями принято понимать совокупность методов и форм, средств обучения, базирующихся на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области.

Компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне  изучать историю и обществознание. Они представляют информацию в удобной для обучающихся форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок и т.д.. ИКТ позволяют дать статистическую оценку исторических фактов и провести сравнение разных объектов или групп объектов по какому-либо параметру.

Для этого удобно использовать памятки-закладки или алгоритмические подсказки: «Как анализировать политические события и явления?», «Как комментировать политическое высказывание?», «Как описать материал о войнах?», «Как характеризовать историческую личность?», «Как правильно конспектировать текст?», «»Как правильно вести дискуссию?», «Как сравнить исторические события и явления?», «Как работать с книгой?», «Как построить свою речь?» и т.д.К памяткам такого плана легко обратиться на любом этапе работы как ученику, так и преподавателю, чтобы объективно оценить состояние своей деятельности.

Выполняя функцию информационного сопровождения учебных дисциплин, компьютер способен существенно облегчить процесс овладения учащимися как репродуктивными умениями по данным предметам, так и общелогическими (систематизацией и классификацией, анализом и синтезом) и рефлексивными(умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочивание и анализ информации).

Да и учитель выступает совсем в иной роли- роли партнера или консультанта. Подобное взаимодействие учителя-ученика, наряду с групповыми формами работы,  вполне отвечает основному требованию новых образовательных технологий - индивидуализации обучения.

С другой стороны, в сочетании с традиционными и различными инновационными методами обучения ИКТ способствуют реализации принципа развивающего обучения, поскольку применение их в образовательном процессе направлено:

            на широкое общение и сближение участников телекоммуникационных проектов;

            на контакты с другими культурами;          
            на использование исследовательских методов, индивидуальных, парных,

            групповых, самостоятельных видов деятельности;

            на развитие гуманитарного образования.

Подобная интеграция делает уроки насыщенными, интересными, творческими и несет в себе колоссальный воспитательный эффект.

Посредством Internet-сайтов, электронной почты, работы в программах Word, Excel, Power Point обучающиеся получают навыки пользователя компьютера в смежных областях. Дети естественным образом знакомятся с культурой информационного общества, а учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику.

Становление профильной школы – перспектива развития российского образования. Основная педагогическая идея профильного образования заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный  характер, а саму систему сделать более эффективной и качественной.  Необходимо сформировать у школьников такие ценностные ориентиры, умения и навыки, которые будут востребованы в современных условиях:

            Гражданская и социальная компетентность;

            Интеллектуальные и технологические навыки и опыт работы с информацией

            Умение и навык планирования и организации собственной познавательной деятельности;

            Опыт совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

            Умения делать ответственный выбор на основе компетентного анализа ситуации, тенденций ее развития;

            Навыки осуществления контрольно-оценочной деятельности, адекватной самооценки;

            Коммуникативная культура (в том числе и речевая), навыки общения и разрешения конфликтов;

            Экономико-правовая грамотность.

Особенностями содержания элективных курсов обществоведческого цикла следует считать:

            Направленность на теоретическое обобщение учебного материала;

            Интегрированный характер курса;

            Дискуссионность подачи материала;

            Особая в сравнении со многими школьными дисциплинами нацеленность на межпредметные связи: экономической географией, обществознанием, философией, экономикой, правом, мировой художественной культурой, литературой;

            Практико-ориентированный характер.

Положения стандарта образования о том. Что выпускник профильной школы должен уметь:

            Участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, орг7анизовывать работу группы;

            Представлять результаты индивидуальной и групповой историко- познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации, предполагая использование педагогических технологий, связанных с коллективной работой: организованный диалог, коллективное взаимообучение, работа учащихся в парах сменного состава или в ходе применения таких технологий, как «атака мыслей», игра, диспут, выступление.

Названные выше педагогические технологии дают хороший результат в решении задач формирования у учащихся навыков логического мышления и понимания, развития чувства раскованности, умения работать в индивидуальном темпе, в условиях обсуждения информации с разными, порой с постоянно меняющимися партнерами. Это увеличивает число ассоциаций, а следовательно, обеспечивает более пролчное усвоение учебного материала и, что главное, приучает к ведению дискуссии, беседы, полемики.

Сегодня очевидно, что пятибалльная система оценки успеваемости ученика недостаточна. Видимо, будущее за портфолио, в основе которого лежит идея суммирования знаний,   умений и навыков. Это и грамоты, благодарности, награды, свидетельства об успехах ученика. С другой стороны это достижения в виде эссе, проекты. Рефераты, доклады, резюме дискуссий, в которых участвовал ученик, сборники по итогам конференций и круглых столов. Другими словами, это копилка деятельности ученика.

Начиная с обеспечения образовательных программ для элективных курсов, использование КТ необходимо на каждом из его направлений:

 диагностические задания на «входе» и «выходе» элективного курса,

 рабочие листы и раздаточный материал,

 дидактика,

 календарно – тематическое планирование с возможностью корректировки,

список литературы и Интернет – источников для учащихся и учителей,

 список тем для итоговых творческих работ учащихся,

 критерии оценки и листы самооценки.

Преподавание элективных курсов ориентировано не на повышение уровня информированности, а на формирование историко- познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся. Компетентность – это качество человека, выражающееся в готовности(способности) к успешной(продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее смысла и значимости. Ученик должен себя «попробовать» и «почувствовать» в разных видах познавательной деятельности, чтобы осознать свои возможности и ответить для себя на вопросы: «Хочу ли я заниматься этими видами деятельности?», «Что нужно мне, чтобы освоить их?», «Что предстоит изменить в себе, чтоб я смог достичь успехов в этой области?».

Реализация развивающего потенциала курсов обществоведческого цикла напрямую зависит от организации учебных занятий, так как именно выбранная модель организации урока определяет характер деятельности учеников, степень вовлеченности каждого в учебный процесс, возможность огбщения учащихся с учителем и друг с другом. Особенностям целей изучения профильных курсов наиболее соответствуют такие формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают учеников высказывать свое мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.

 Предлагаемые ниже модели учебных занятий основаны на применении современных педагогических технологий и ориентированы прежде всего на освоение определенных способов деятельности, приобретения учениками опыта социального взаимодействия.

«ВОДОВОРОТ» или «письменный круглый стол»

Каждая учебная группа получает на экранах компьютеров заданный текст, который необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы. Каждая группа – эксперт в определенной области знаний. Выводы фиксируются в документе. Группы меняются местами до тех пор, пока не вернутся на первоначальное местоположение. При этом члены групп имеют право произвести анализ в форме «инсерта» умозаключений своих товарищей. Наиболее ценные добавления, грамотные выводы оцениваются учителем, а учащиеся получают важные интегрированные сведения по изучаемой теме.

«УГОЛКИ ЗНАНИЙ»

Эта модель урока развивает умение самоорганизации ученика в учебном процессе, самостоятельной интерпретации новых фактов, их анализа и интеграции в систему личностного историко – культурного знания.

Это работа строится на основе учебной программы, компьютерной развивающей игры, электронного учебника. Учащимся предлагается создать проект урока на любую интересующую их тему, ( либо на заданную тему, но в различных вариантах) в форме экскурсии, слайд - фильма, реконструкции, презентации и т. д.

С помощью данной модели можно организовать изучение нового материала. В этом случае ученик «набирает» материал на одном уроке, а на следующем организуется его демонстрация ( часть работы, возможно, он выполняет дома). В любом случае ученик «идет своим темпом», осуществляя личностно – ориентированный выбор деятельности.

«СИНКВЕЙН»

Это всем известный прием составления пятистишия можно преподнести совсем в ином виде с помощью компьютера.

Ученикам предлагается сочинить синквейн на заданную тему, проиллюстрировав каждую его строку с помощью слайдов, аудио- или видео-приложений.

«КЛАСТЕР»

Это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре записывается тема (слово, проблема). Вокруг – слова, предложения, которые ассоциируются с этой темой.

Данная форма эфффективна на заключительном этапе урока, во время повторения в качестве контроля знаний или, напротив, в момент постановки проблемы в начале дискуссии.

«ОБМЕН ЗНАНИЯМИ»

Ученики осваивают такие умения и навыки, как систематизация информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная реконструкция исторических, культурологических событий и явлений. Этапы работы:

Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока, Каждая группа получаеь сво «пакет» источников информации и задание(алгоритм работы группы).

Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.

Обмен знаниями. Группы представляют по очереди результаты своей работы в любой,  избранной ими форме.

Для активизации внимания других групп во время выступления учащихся предлагаются разные варианты заданий: заполнение сводной таблицы, использование «рабочих листов» и др.

«СКУЧНАЯ СТАТИСТИКА»

Очень часто приходится  наблюдать «грустную» реакцию учащихся  в ответ на заявленную тему урока относительно экономического развития страны в определенный период времени. Чтобы исправить данную ситуацию, предложите ученикам поработать с таблицами иначе. С помощью компьютера следует внести данные в «рабочие листы» -таблицы и составить диаграммы. Зрительно они лучше запоминаются и цифры перестают быть «скучными». Особенно интересен этот вариант в сравнении с современными статистическими данными. 

«ТАЛАНТ»

Модель основана на реконструкции исторического события, зарисовки, создании графического рисунка, иллюстрации, максимально соответствующего требованиям времени. К примеру, создать портрет одноклассника в жанре кубизма или импрессионизма. Или, создать реконструкцию греческого храма с ионическими колоннами или средневекового собора готического стиля.

Подобное занятие  увлекательно и полезно.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Это, пожалуй, наиболее сложный вид деятельности учащихся, а потому требующий времени и подготовки.Этапы работы над проектом могут быть следующие:

Определение темы,цели проекта.

Планирование, распределение труда(выбор методов и объектов исследования)

Исследование.

Оформление проектных материалов ( это может быть выставка, коллаж, экскурсия, альбом, слайд-фильм, учебник, рекламный буклет, серия брошюр «ЖЗЛ», исторический журнал)

Защита проекта

Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Спектр применения ИКТ в учебном процессе поистине огромен. Все зависит от творческого потенциала, желания учащихся и педагогов. Возможны и такие виды деятельности:

Работа с исторической картой, определение территорий расселения, направления походов, реконструкция сражений и т. д.

Группировка событий и фактов, явлений по указанному признаку

Сравнение отдельных событий и явлений

Определение причин и следствий исторических процессов, жанровых направлений в искусстве, экономических кризисов

Создание паспорта находки

Описание путешествия

Работа с кодексами, Уставами, Законами.

Источник: http://school7dzer.ucoz.ru/Statii/Opit_ispolzovania_IKT.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (06.04.2011)
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz