Воскресенье, 18.08.2019, 23:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Организация проектной деятельности как средство развития коммуникативных умений младших школьников

Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, что означает переход к системе образования, центрированной на личности ребенка. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных умений раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.

Проблема формирования коммуникативных умений является предметом многочисленных психологических, лингвистических, педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, М.М.Бахтин, B.C.Библер, А.А.Бодалев, А.А.Ворожбитова, М.С.Каган, О.Ф.Кармадонова, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищев, Л.А.Петровская, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Л.М.Шаповалова, Г.И.Щукина, М.Г.Ярошевский и др.). Однако, несмотря на серьезный вклад науки в ее разработку, следует отметить, что в настоящее время коммуникативные умения учащихся в общеобразовательной школе на должном уровне не формируются, т. к. многие педагоги-практики слабо осознают междисциплинарный характер коммуникативной деятельности чаще всего, рассматривая процесс формирования коммуникативных умений как автономный.

Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании и развитии личности ее внутреннюю активность ее потребности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Одной из форм организации работы в этом направлении, несомненно, можно считать проектную деятельность школьников. Начинать ее необходимо в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Правильно организовать работу над проектом под силу только учителю, энтузиасту своего дела, с высоким уровнем профессиональной подготовки. Учитель успешно руководит проектом тогда, когда эта деятельность интересна ему самому.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, развития коммуникативных умений.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по какому-либо предмету, интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов может быть определена и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы: познавательные и творческие.

Типология проектов:

1.      исследовательские,

2.      творческие,

3.      ролевые, игровые,

4.      ознакомительно-ориентировочные (информационные),

5.      практико-ориентировочные (прикладные),

6.      монопроекты (литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные),

7.      межпредметные,

8.      по характеру контактов (внутренние или региональные),

9.      по количеству участников (личностные, парные, групповые),

10.     по продолжительности выполнения (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

Рассмотрим различные виды проектов, используемые нами в начальной школе.

 


Учебный проект "Сказка нашего класса"


Цели:

·         образовательная - вызвать интерес к книге-источнику знаний, формировать речевые умения, обогатить речь учащихся,

·         воспитательная - воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, формирование социальной активности,

·         развивающая - расширять кругозор, развивать творческие способности.

 

Подразумевалось, что каждый ребенок совместно с родителем получает часть планируемой сказки, причем одну сказку сочиняли дети сами, а другие брали из сборника русских народных сказок. Таких книжек мы создали много, часть передана в фонд детских библиотек и детского сада.

 

В 4 классе нами был проведён творческий проект «Праздник твоего имени».

 I этап. Подготовительный (исследовательский).

Предварительно школьный психолог провел с учащимися класса занятие на тему «Что в имени моем». На этом этапе было подготовлено I сообщение о древнерусских именах.

С целью коллективного поиска проблемы нами использовался метод I мозговой атаки. Учащиеся провели экспертизу идей и отобрали наиболее интересные и актуальные из них:

1.      Как образовывались древнерусские имена.

2.      Каким может быть календарное имя.

3.      Каким образом давалось имя ребенку в прошлом и сейчас.

4.      Что обозначает мое имя.

5.      Как можно узнать о характер человека по его имени.

6.      Какие имена можно встретить в литературе, искусстве, естествознании.

Таким образом, создается банк творческих идей и реализуется при культурообразованности проектной деятельности.

 

II. Исследовательский этап (организация деятельности).

Учитель использует метод информационной поддержки. Учащимся предоставлялись книги, журналы, вырезки из газет и другие источники с целью поиска необходимой информации. Каждый ученик, опираясь собственные знания и анализ этих источников, формулирует для себя конкретную задачу и выбирает группу.

Выдвигается идея создания собственного журнала каждым учеником. Тем самым, весь класс участвует в решении данной проблемы


I. Выбор и обоснование проекта «Журнал»


Оформительский этап нашего проекта «Журнал» проходил на уроке изобразительного искусства.

Задачи были сформированы самими учащимися:

«Мы сделали журналы. Для оформления обложки используем гуашевый рисунок цветка. Наши имена как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка - все прекрасны по-своему. Мы должны представить себе свое имя. Это может быть и несуществующий цветок».

-  Обложки получились все разные. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуйте на минутку самим превратиться в цветы.

Вывод: каждый цветок неповторим и прекрасен, как и каждый человек уникален. Это означает, что не было, и нет на земле точно такого же человека, как вы. А все вместе мы составляем чудесный сад.

Следующий этап работы проходит на уроках литературного чтения или на внеклассных занятиях.

Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все времена. Мы уже знаем, что по имени можно узнать о характере человека о его жизненном пути. Доказательства этому суждению мы нашли в литературных произведениях, изучаемых на данном этапе.

Учащиеся провели сравнительный анализ того, что они узнали об имени, которое носит герой (героиня) произведения и, каким его представляет автор произведения, например:

  • А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (герой Вещий Олег);
  • В.Л. Жуковский баллада «Светлана» (героиня Светлана).

Вот отрывки из работ учащихся:


Светлана - имя славянского происхождения, оно означает свет «чистая». Это доказывается словами баллады Жуковского.

«В ней душа - как ясный день»

«Будь вся жизнь ее светла...»

В произведении Жуковского девушка показана робкой, молчаливой, грустной. Девушка, имя Светлана может строить свою судьбу сама и Жуковский ей обещает:«Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга. (Дима Ш.)

Саша JI. уточняет в своей миниатюре, что от света наступает ясный день, и про доброго человека говорят «у него светлая (добрая) душа.

*******

На уроках естествознания, русского языка мы продолжили знакомиться с именами великих людей.

Учащиеся сами решили найти своих знаменитых тезок. Был составлен план работы, где указывались направления поисков:

  • история,
  • литература,
  • путешественники,
  • названия улиц,
  • спорт.

Вот отрывки из сообщений учащихся:

«У меня редкое имя Владислав, а проще Влад. Мое имя означает «владеющий миром». Во Владах часто пробуждаются таланты к чему-либо. Самое интересное в том, Влад не танет спорить до хрипоты и останется при своем мнении. Мой знаменитый тезка - польский писатель и актер. Прежде чем стать профессиональным актером, Реймонт Владислав Станислав переменил много занятий. В 1924 году получил Нобелевскую премию. Я тоже хочу добиться признания своего таланта, остается его только раскрыть». (Влад Б.)

О продолжении его использования дальше - таковы возможности метода проектов,  который позволяет ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

Литература:

1. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. I -2004.-№5.-С.9-13.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших I школьников. - М., 2004.

3. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Т1. - М., 1987.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.,2005.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Shnirova-1.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (19.02.2010)
Просмотров: 4356 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz