Воскресенье, 18.08.2019, 22:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Развитие средств выразительности устной речи на монографическом уроке литературного чтения

Уроки литературного чтения в начальной школе приобщают учащихся к литературе, способствуют осознанию литературы как искусства слова. В программе начальной школы подчёркивается, что важнейшей задачей курса литературного чтения остаётся развитие речевых умений и навыков в работе с текстом, и прежде всего, навыка выразительного, орфоэпически правильного чтения.

В начальной школе монографический принцип изучения литературных произведений вводится постепенно, потому мы использовали монографические уроки как способ овладения интонационно - звуковыми средствами выразительности речи. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают коммуникативно-речевые задачи, подбирая и глубже понимая произведения одного автора.

На монографических уроках могут использоваться произведения как широко известных детям авторов, так и не изучавшихся традиционно в начальной школе писателей и поэтов. Это даёт дополнительные возможности для расширения кругозора учащихся, знакомства их с новыми именами, введения в сознание школьников некоторых теоретических* литературоведческих сведений для овладения ими на практическом уровне.

Один из уроков был посвящен стихотворным произведениям Сергея Митрофановича Городецкого.

С.М.Городецкий (1884-1967) - один из видных поэтов символизма, его творчество отличал глубокий интерес к фольклору. Городецкий имел многочисленные публикации в детских журналах. И лишь часть опубликованных стихотворений собрана в две книги (остальные в дальнейшем не перепечатывались), одна из которых имеет интересное название-пояснение «Ия: Стихи для детей и рисунки сочинил и рисовал целых два года Сергей Городецкий. Эту книгу посвящаю дочкам Ие, Тане, Нане. Также Солнцу и луне. Детям всем на всей стране». Его стихотворения близки к фольклорным жанрам, музыкальны, отличаются оригинальностью и разнообразием.

 Цели урока:

1) знакомство учащихся с творчеством Сергея Митрофановича Городецкого;

2) развитие умения выразительно читать стихотворения, пользуясь педсредствами выразительности речи в соответствии с задачей чтения;

3) обучение учащихся умению передавать настроение произведения с помощью определённого тона, темпа, громкости, тембра;

4) формирование эмоциональной культуры учащихся;

5) развитие исполнительского творчества;


Оборудование: портрет С.М. Городецкого, отпечатанные стихотворения поэта на каждого ученика, графический словарь настроений.

Ход урока.           

            1. Оргмомент. Сообщение целей урока,

- Я рада снова встретиться с вами. Сегодня мы познакомимся с творчеством интереснейшего поэта СМ. Городецкого и на основе его стихотворений будем говорить обо всех основных средствах выразительности устной речи.

   2. Повторение сведений о средствах выразительности устной речи. Подготовка к чтению.

  • Какие средства выразительности мы знаем?
  • Для чего они нужны?

На уроках мы говорили об основном тоне высказывания, темпе, силе голоса, тембре, мимике и жестах. Средства выразительности необходимы для того, чтобы человек мог точно отобразить настроение произведения, что помогло бы понять основную мысль, если это эпос, или чувства, если это лирика.

При работе с отрывком из стихотворения С.М. Городецкого «Прилетела пчела и в цветок уползла» учащиеся выполняют следующие упражнения:

  • произнесение этой скороговорки в разном темпе;
  • анализ речевых ситуаций, которые могут порождать данный текст и использование в зависимости от этого различного тона высказывания;
  • определение смены чувств и их передача с помощью «Словаря настроений», жестов и мимики самих учащихся и др.

Такая    работа    готовит    школьников    к    целостному    восприятию поэтического произведения, формирует умение на основе авторских «вех», имеющихся в тексте, понимать настроение поэта, его отношение к миру, критерии отбора языковых средств.

На доске записана строчка из стихотворения, которую мы можем использовать, как скороговорку.

Прилетела пчела

И в цветок уползла.

Представим, что наступила весна. Мы радуемся первой пчеле. Как мы будем читать? Подберите графический рисунок. Покажите.

Дети   объясняют,   что  произнести   предложение   можно  с  чувство радости,   восторга   и   показывают   соответствующий   рисунок   «Словаря настроений», который состоит из графического изображения, отражающего основные эмоциональные состояния человека (радость, спокойствие, грусть злость, удивление).

К заданной речевой ситуации дети подбирают «радостное» изображение.

- Прочитайте текст с выбранным настроением (Читают по одному и хором).

Учитель задает новую ситуацию:

- Мы радуемся приближению лета и неожиданно замечаем пчелу - самую первую в этом году.

  • Что мы сделаем? (Удивимся)
  • Какое у нас будет выражение лица? Какой жест можно использовать? (Все вместе произносим скороговорку и изображаем удивление жестами, мимикой, интонацией)
  • Мы увидели пчелу и ... испугались, но пчела уползла в цветок - (облегчение). Где произошла смена настроения? Как будем читать первую строчку? А вторую?
  • Настроение изменилось на второй строчке, поэтому первую строчку будем читать испуганно, а вторую с радостью, облегчением.
  • Итак, от чего зависит основной тон высказывания?

 3. Обобщение средств выразительности при работе с «Колыбельной ветровой» и «Просыпалъной»

- Закройте глазки и послушайте начало песни.

Учитель читает или поет «Колыбельную ветровую», не называя учащимся ее заголовок.

  • Можно ли по началу определить, что это за жанр?
  • Как догадались? Какие слова вам в этом помогли?
  • Кто поет эту песню? Почему так решили?
  • Найдите слова, доказывающие ваш ответ.
  • Как можно назвать такое стихотворение?
  • Как нужно петь колыбельную песню? Почему?
  • Кто споет нам любую колыбельную песню?
  • Когда обычно поют колыбельную?

Традиционная форма колыбельной, сохраняющей свои особенности даже  в  авторской модификации, позволяет учащимся угадать не только жанр на основе слов «баю», «колыбель качаю», «засыпай»), но и то, кому принадлежит эта колыбельная («вею», «налетаю»), дать свое название песне. Дети поют свои колыбельные и делают вывод, что такие песни исполняют тихо, ласково, спокойно.

Содержательный и языковой анализ колыбельной является основой для прогнозирования песен, которые можно петь не перед сном, а перед побуждением.

  • А как бы вы назвали песню, если ее нужно петь перед пробуждением?
  • Каким тоном нужно петь такие песни? С какой громкостью? Почему вы так считаете?

Учащиеся придумывают свои заголовки: «Будильная», «Просыпальная», «Подъемная», «Вставайка» и др., доказывают, что такие песни нужно петь весело, громко, эмоционально.

Как вы думаете, какие слова можно использовать в «будильных» песнях? (Вставай, просыпайся, поднимайся, умывайся и т. п.) Попробуйте подобрать рифмы к этим словам.

Данная работа завершается сравнением прогноза учащихся со стихотворением СМ. Городецкого «Просыпайся».

 4. Система приемов при анализе считалки.

При работе над темпом особое внимание уделяется не только скороговоркам, но и считалкам, имеющим ярко выраженный ритм. Основной вид упражнений - сочинение детьми дома собственных считалок по данным заранее рифмам, их анализ, сравнение со считалкой СМ.Городецкого «Первый снег», представленная детям возможность посчитать друг друга.

- На дом вам было дано задание по рифмам сочинить четверостишие.

считаться – подниматься

пять - полетать

  • Кто прочитает свое творение? (Несколько учащихся прочитывают домашние заготовки).
  • На что это похоже? Какие особенности считалки у вас выражены (ритмичность, счет, смысл).
  • Как нужно проговаривать считалки? Почему?

-      Вместе прочитаем стихотворение - считалку СМ. Городецкого и подумаем: всегда ли считалка произносится веселым тоном?

  • По каким словам догадались о смене настроения? (плачет горько, напустил облак серых, запушило небосвод)
  • Какие признаки считалки есть в этом стихотворении?
  • А какие слова помогают в этом не ошибиться? (считаться, 1-2-3-4-5)
  • Посчитайтесь в парах.
  • Почему слова «Месяц» и «Солнце» написаны с большой буквы?
  • Что случилось, когда Месяц и Солнце не сумели договорное кому первому на небо выходить?
  • Почему стихотворение называется «Первый снег»?

        5. Воссоздание речевой ситуации при изучении понятия «тембр».

Наглядное представление такого средства выразительности как тембр требует применения произведений, где необходимо использовать различную окраску голоса.

Заранее подготовленная ученица читает стихотворение «Котенок».

  • Похоже ли Даша изобразила огорченную девочку и котенка шалуна?
  • Использование каких средств помогло Даше так выразительно прочесть стихотворение?
  • Чувствует ли котенок себя виноватым?
  • Почему он решил, что кукла мяукает?
  • Автор называет котенка шалун, плут. Как еще можно назвать котёнка? Попробуем в паре прочитать это стихотворение, используя жесты и мимику.
  • Прочтите стихотворение по ролям.

              6. Итог  урока. Домашнее задание.

Стихи какого поэта мы изучали на уроке? Какое из произведений вам показалось наиболее интересным? Почему?

Какие средства выразительности помогли нам в прочтении стихотворений? От чего они зависят?

Вместе с детьми приходим к выводу, что основные средства выразительности, такие, как тон высказывания, сила голоса, темп, тембр, мимика и жесты зависят от настроения.

Домашнее задание: прочитать стихотворения С.М.Городецкого «Невидимочка», «Дай мне рученьки твои» и найти авторские секреты, «спрятанные» в стихотворениях.

Уроки, посвященные одному автору, помогают проникнуть во внутренний мир писателя, позволяют понять его индивидуальный стиль, что способствует осуществлению принципа коммуникативной целесообразности, предполагающего усвоение языка как средства общения на базе осознанного действия учащихся в рамках соотношения формы и содержания различных языковых единиц и их изобразительно - выразительных возможностей.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Rusakova-1.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (19.02.2010)
Просмотров: 2928 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz