Воскресенье, 18.08.2019, 22:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Роль школьных НОУ по истории в процессе развития воспитательного потенциала и совершенствования исследовательских навыков личности учащихс

Модернизация современного школьного образования открывает новые перспективы в организации научно-исследовательской деятель­ности школьников. Эта работа - не простое, но интересное и увлека­тельное занятие. Организаторам и участникам НИД предоставляется возможность проявить и управленческие способности, и творческий подход, и энтузиазм. Непосредственное же руководство научно-исследовательской работой школьника - тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности Сотрудничества, Соавторства, Сотворчества. Юные исследователи часто радуют своих учителей своим искренним интересом заниматься наукой, удивляют глубиной своих идей, не тривиальностью гипотез, значимостью полученных результатов. Наиболее активное научное сотрудничество учащихся и их наставников реализуется в рамках деятельности научных обществ.

В средней школе №7 г.Дзержинска Научное общество учащихся (НОУ) действует уже несколько лет и является центром учебно-воспитательного процесса в школе.

Высшим органом НОУ является общее собрание, состоящее из учащихся и педагогов – руководителей предметных секций. Общее собрание утверждает Положение о научном обществе, определяет основные направления его деятельности в текущем учебном году. На общем собрании утверждается Совет НОУ – координирующий орган, в состав которого входят директор школы, председатель методического совета школы, руководители предметных секций. На заседаниях Совета НОУ решаются вопросы текущего характера: определяется состав каждой секции, разрабатывается план работы НОУ на год, организуются различного рода мероприятия по линии НОУ. Совет НОУ избирает своего руководителя из состава руководителей предметных секций.

Непосредственное исследование школьников осуществляется на шести предметных секциях, работа которых строится по принципу избранного профиля: биологического, химического, физического, математического, исторического и филологического. Руководят работой секций опытные учителя, имеющие высокий профессиональный уровень.

Общее собрание НОУ проходит два раза в год, заседание Совета НОУ – один раз в месяц, заседания в секциях проходят один-два раза в неделю. В апреле проходит школьная научно-практическая конференция.

Самой многочисленной и активно посещаемой является секция истории. История – наиболее эффективная область научных знаний, которая позволяет максимально использовать в практической деятельности все возможные методы научного исследования, сформировать научное историческое мышление.

Широкое привлечение учащихся к научно-исследовательской работе способствует повышению их интереса к учебе, вызывает жажду знаний. Открывает возможности для самостоятельной деятельности, в процессе которой проявляются лучшие деловые качества личности. Раннее приобщение школьников к научно-исследовательской работе позволяет определить их интерес к соответствующему профилю деятельности, сформировать желание и потребность заниматься интересующим делом – историей как наукой.

Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности в рамках НОУ позволяет создать бла­гоприятные условия для самообразования и профессиональной ориен­тации, что является определяющим стимулом для поступления в ВУЗы и успешной учебы в них. Речь идет об исследовательской деятельно­сти как самостоятельном компоненте образовательного и воспитатель­ного процесса в школе. Научно-исследовательская работа не может носить массовый характер и проводится, как правило, с наиболее ув­леченными детьми - учащимися 9-11 классов, у которых уже сформи­рованы первоначальные навыки научного исследования.

Секция истории НОУ объединяет талантливых ребят, интересую­щихся вопросами Отечественной истории, всеобщей истории, обществознания и исторического краеведения. В работе секции запланирова­ны как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки работы с историче­скими источниками и научной литературой, учатся систематизировать документы, брать интервью у "героев" исследования. На таких заняти­ях школьники знакомятся с правилами работы в архивах, музеях и библиотеках города и области.

В семьях многих школьников хранятся ценные реликвии: письма, дневники, документы, фотографии и различные старые вещи - свиде­тели прошлого. Все это служит хорошей источниковой базой для серь­езного научного исследования.

На теоретических занятиях школьники определяют этапы исследо­вания, получают всю необходимую информацию о том, как написать и оформить работу в соответствии с общепринятыми требованиями.

Коммуникативные навыки формируются на таких занятиях, где учащиеся получают рекомендации, как вести и держать себя на защите своей работы. Они психологически должны быть готовы к тому, чтобы грамотно и четко представить результаты своей исследовательской деятельности, уметь правильно отвечать на вопросы, вести дискуссию и т.д.

Непосредственная работа над исследованием: поиск и систематиза­ция источников и литературы, само написание и оформление работы и, наконец, ее защита на конференции представляют практическую часть научно-исследовательской деятельности. На этом этапе учащиеся мак­симально используют возможности информационно-компьютерных технологий: готовят электронный вариант презентации своего иссле­дования и выступают с ним на защите.

Центральной фигурой в организации научного исследования школьников является учитель, осуществляющий руководство работой юных исследователей. Он организует исследовательскую деятель­ность, проводит научные консультации, дает советы, проверяет и ре­цензирует работу.

А в роли научных консультантов могут выступать специалисты из краеведческого музея, городского архива, библиотечные работники и даже родители, которые являются незаменимыми помощниками своих детей в исследовании истории своей семьи.

В процессе исследовательской деятельности школьное НОУ уста­новило крепкие научные связи с различными учреждениями образова­ния и культуры, а также общественными организациями нашего горо­да, области и страны. НОУ сотрудничает с Дзержинским Политехни­ческим институтом, эколого-биологическим центром, городской биб­лиотечной системой, городским краеведческим музеем, архивным от­делом городской Администрации Дзержинска, Дворцом детского твор­чества, городским правозащитным центром, областным центром дет­ского и юношеского туризма, международным обществом "Мемориал" (г.Москва). На их базе школьники проводят исследования, получают методическую помощь, научные консультации. Дети участвуют в раз­личных городских, областных, межрегиональных конкурсах научно-исследовательских работ.

В организации любого вида исторического исследования должны присутствовать следующие этапы:

1.      Мотивация (желание учащихся проводить исследование, заинте­ресованность в результатах такого вида работы).

2.      Выбор направления исследования (исходит из актуальности и новизны исследуемой проблемы и определяется специализацией, кру­гозором и компетенцией руководителя).

3.      Постановка цели и задач (продиктована спецификой и характе­ром выбранной темы).

4.      Фиксация и предварительная обработка материала. Это самый долгий и трудоемкий этап работы, связанный с поиском, систематиза­цией и обработкой необходимой для исследования информации. На этом этапе руководитель выступает в роли консультанта.

5.      Обсуждение результатов исследования. На этом этапе разраба­тывается структура и содержание исследовательской работы.

6.      Оформление результатов работы (сам процесс написания и оформления работы, подготовка компьютерной презентации).

7.      Представление работы (защита на конференции).

8.      Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся (пер­спектива дальнейшей работы, возможность практического применения результатов исследования).

Положительные результаты исследования являются решающим стимулом для продолжения работы, служат моментом морального удовлетворения школьников.

Результаты исследований учащихся после проведенной презента­ции на школьной конференции могут быть широко реализованы в со­ответствии с рекомендациями предметной секции. Наиболее удачные работы публикуются в школьном научном альманахе и других издани­ях. Работы победителей рекомендуются для участия в городской науч­но-практической конференции школьников "Старт в науку", город­ских, областных, межрегиональных и всероссийских конкурсах и кон­ференциях. Лучшие работы выпускников рекомендуются на защиту в рамках итоговой аттестации. Как показывает практика, многие уча­щиеся, занимавшиеся в школьном НОУ, оказываются способными ус­пешно реализовывать все свои исследовательские умения и навыки в будущем, поступить в вуз и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне. Таким образом, школьные НОУ яв­ляются положительным фактором интеграции школьников в вузов­скую образовательную систему.

Работы юных историков нашей школы получают самую высокую оценку на городском и областном уровне. Ребята являются участника­ми всех ежегодных городских научно-практических конференций школьников "Старт в науку" и всегда занимают призовые места.

Работы школьников участвовали в IV и V Всероссийских конкур­сов старшеклассников "Человек в истории. Россия XX век", проводи­мых Международным обществом "Мемориал" в 2004-2005 годах.

Работы наших ребят занимали призовые места в 2001-2006 годах на таких престижных в городе конкурсах как "Политические репрессии в России в XX веке", "Человек в истории города", "Парламент в новом веке", "Нижегородское ополчение 1611-1612 г.г.", "Православная цер­ковь на Нижегородской земле" и др.

В апреле 2005 года ученик 11 класса Венецков Максим был при­глашен на межрегиональную научно-практическую конференцию "Нижегородская область в годы Великой Отечественной войны: исто­рия и современность". Тезисы его выступления вошли в научный сборник, изданный по итогам конференции.

Старшеклассники не ограничивают свою деятельность в рамках своего исследования. Свои знания, полученные в НОУ, они широко используют, участвуя в краеведческих чтениях, викторинах, олимпиа­дах.

В рамках деятельности школьного НОУ созданы все необходимые условия для плодотворной научно-исследовательской работы школьников, позволяющие реализовывать право учащихся на получение ка­чественного и современного образования. Создание такого рода усло­вий обеспечивает конкурентоспособность выпускников при поступле­нии в ВУЗ, реализацию их жизненных целей.

 

Литература

1.   Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследо­вательской темы до публичной защиты. - СПб: изд. ОИ НМЦ ВРОО, 2000.

2.   Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М: Вер-бум-М, 2001.

3.   Подготовка ученического реферата по истории: Методические реко­мендации. - СПб.: СПбГУПМ, 2000.

4.   Сенеко Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. - М., 1985.

5.   Степанкова М.В. Учебная исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - СПб: КАРО, 2005.

6.   Ученическое научно-исследовательское общество как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся. Органи­зация и разработка опыта деятельности и условий функционирования. - СПб: изд. ОИ НМЦ ВРОО, 1998.

7.   Человек в истории. Россия XX века. Сборник методических материалов для внеклассной работы. - М., 2003.



Источник: http://school7dzer.ucoz.ru/Statii/Lahanov-4.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (23.02.2010)
Просмотров: 1854 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz