Вторник, 16.07.2019, 20:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Системный подход к подготовке учащихся к ЕГЭ

Стандарты второго поколения, пронизанные деятельностным подходом, выдвигают новые приоритеты в области преподавания истории и обществознания. В этой связи предстоит перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях было обеспечено главенство мышления учащихся над формальным запоминанием фактов, самостоятельной деятельности под руководством учителя над монологичным способом информирования школьников педагогом. Речь идет о существенном изменении характера преподавания – включении всех видов учебной информации, использование современных образовательных технологий, расширение инструментария познавательной деятельности, что в свою очередь обеспечивает формирование тех умений и навыков, которые требуются выпускнику школы при написании ЕГЭ.

Эти положения все чаще стали звучать на заседаниях ГМО историков города Дзержинска еще в прошлом учебном году. С целью определения степени готовности наших учащихся  к новой форме итоговой аттестации, было решено провести в качестве эксперимента тестирование по истории  в 10 классах в форме ЕГЭ в мае 2008 года. Результаты проверки показали, что в методической помощи нуждаются не только учащиеся, но их наставники. А потому с сентября 2008 в нашем городе был организован постоянно действующий семинар для учителей истории и обществознания по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ. На занятиях нами были рассмотрены следующие вопросы

·                   Изучение нормативной базы

·                   Причины введения ЕГЭ и его назначение

·                   Объекты проверки

·                   Кодификатор элементов содержания

·                   Спецификация экзаменационной работы

·                   Инструктаж по выполнению работы

·                   «Техническая сторона» ЕГЭ и «работа над ошибками»

·                   Мониторинг степени готовности учащихся к ЕГЭ

А поскольку теория, как правило, нуждается в доказательстве, то все занятия сопровождались практической деятельностью педагогов.

 Каждый месяц педагоги знакомились в форме обмена опытом, докладов, копилок советов и рекомендаций, тематических тренингов, работой с демонстративными вариантами с определенной группой заданий ЕГЭ, выявляя «подводные камни» и «течения», возможные алгоритмы действий в поиске правильного ответа учащимися, типичными ошибками и способами их устранения.

Уже сейчас можно говорить о тех проблемах, с которыми столкнулись, думается, все наши коллеги в процессе подготовки к новому виду аттестации.

·                    Когда и каким образом следует начинать готовить учащихся к ЕГЭ в форме тестирования?

·                    Как подготовить учащихся в столь короткие сроки к ЕГЭ?

·                    Как уберечь урок от «сползания» к прямому «натаскиванию» и сохранить яркость и креативность нашей предметной области?

Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, таков.

На протяжении всего периода изучения истории в школе педагогу следует определять методическую цель на каждый учебный период. Ежегодно, помимо «знаниевых» компонентов школьной программы, следует формировать конкретные умения и навыки, знакомить учащихся с научной организацией их труда.

Так, к примеру, в 5 классе  можно поставить вполне реальную задачу - отработать навык составления логических цепочек и схем. Тем более, что программы начальной школы («Виноградовская система», Занковская система») изобилуют подобными заданиями в рабочих тетрадях. Этот навык способствует выработке логического мышления, выявлению причинно-следственных связей.

В 6 классе уместно, исходя опять же из возрастных особенностей детей и УМК(практически во всех учебниках дается огромное количество подобных методических приемов), обратить внимание на такой навык как составление таблиц. Это позволит выработке умения выделять и четко формулировать главное в тексте.

В 7 классе учащиеся начинают знакомство с более серьезной информацией, требующей концентрации внимания, увеличивается объем содержания параграфов, усложняется поиск ответов на поставленные вопросы. Это, в свою очередь, нацеливает учителя на формы работы, связанные с критическим мышлением,  работой с текстом. Задача на этот год – навык написания планов параграфа (тезисных, простых, сложных), работа с историческим документом (как со своеобразным типом текста).

В 8 классе уделяем пристальное внимание сравнительному анализу событий. На фоне 19 века поле деятельности более чем достаточное - как по отечественной, так и по зарубежной истории. Причем,  в первом полугодии учитель выступает в роли консультанта по выявлению линий сравнения, а во втором полугодии  свидетелем работы учащихся в этом виде деятельности.

В 9 классе, когда происходит знакомство с «ближайшими» событиями истории, интересен опыт отработки различных форм диспута, резюме, эссе, дискуссий и т.п. То есть речь идет об анализе исторических ситуаций, столкновении различных точек зрения и умении их обосновывать.

Исходя из вышеизложенного, к 10 классу мы получаем весь «набор инструментов» для серьезной тренинговой работы по подготовке к ЕГЭ.

Уроки-тренинги представляются нам наиболее эффективной формой систематизации знаний (для учащихся) и их контроля (для учителя). Кстати именно эта форма, как показывает практика, удобна для 1часовой нагрузки.

Темы, примерные сроки таких уроков старшеклассникам сообщаются в начале полугодия или обозначаются на стенде в кабинете. Они распределены по темам согласно тематическому плану.

Перед тематическими тренинговыми занятиями учащимся выдается необходимый материал для подготовки и оценочные листы с указанием объектов проверки.

·                   Хронология

·                   Понятия и аббревиатура

·                   Персоналии

·                   Схемы

·                   Знание карты

·                   Работа с историческими документами

·                   Задания на сравнение

В оценочные показатели можно добавить такие виды деятельности как эссе, ответ на вопрос, пересказ, работа с текстом и т.д.

Формы организации деятельности учащихся на уроках могут быть следующими.

Урок 1. Работа с хронологией. Учащимся выдается таблица, которую предлагается заполнить с помощью учебника  в течение урока на оценку.

Событие

Дата

 

 

Урок 2. Работа с персоналиями. Учащиеся получают домашнее задание в виде таблицы.

Исторический деятель

Сфера деятельности

Важные факты биографии

 

 

 

Урок 3. Работа со схемами и картой.

Учащиеся заранее получают домашнее задание поработать с исторической картой: найти ключевые районы, стройки первых пятилеток, направления военных ударов, места сражений и т.п. На уроке это может быть пятиминутный опрос по примеру географического диктанта, когда учитель показывает на карте, а ученики дают письменный краткий ответ.

На уроке составляются с помощью учителя учениками у доски всевозможные схемы и кластеры по изучаемой теме. Таким образом, в устной форме проговариваются, как правило, самые сложные и спорные вопросы изучаемого периода, вырисовывается логика событий.

Урок 5.Работа с понятиями и аббревиатурой.

Учащимся заранее дается список понятийного минимума по теме, который необходимо выучить к уроку.

Опрос, на наш взгляд, желательно проводить в форме беседы.

      Урок 6. Работа с источниками.

      Форма проведения этого урока – работа в группах. На столах – фрагменты исторических документов. Учащимся требуется определить время написания, установить авторство, ответить на поставленные вопросы. Если есть сложности  технические (в распечатке столь обширных файлов), можно использовать учебники разных лет и для разных возрастов, хрестоматии и т. д. Результаты работы групп обязательно озвучиваются.

Урок 7. Тестирование.

Возможно, в нем не будет строго установленного (как в ЕГЭ) количества заданий, но обязательно включение в работу тестов части А, части В, части С.

Интересен опыт работы с текстом, когда учащимся предлагается  дать краткие ответы на тестовые вопросы части А и В за установленный педагогом срок (в зависимости от содержания вопросов и количества параграфов) с помощью учебника. Это помогает легче ориентироваться  в информационном поле  и запоминать формулировки будущих ответов на ЕГЭ.

Не следует забывать и о том, что новые технологии не противоречат нашим требованиям, не являются чем-то законсервированным, а, напротив, помогают педагогам справиться с его текущими проблемами. Всегда найдется в них метод или прием, который станет излюбленным и эффективным в преподавании, а партнерские отношения с учениками позволят сделать уроки интересными, образными, запоминающимися.

Так, в нашей школе №7 широко представлены самые разнообразные инновационные формы деятельности учащихся и педагогов, работающие на «нового ученика»:

Школьная методическая лаборатория

Школьная Интеракитвная Медиатека, собравшая за этот год более 100 мультимедийных презентаций учащихся

Научное объединение учащихся с его первыми исследовательскими публикациями и традиционными школьными конференциями

Проектная деятельность («Синергия», «Лицо школы», участие в дистанционных викторинах и заочных конкурсах и т.д.)

Главное, и здесь помнить о системе требований в оценивании творчества воспитанников и заранее о них информировать учащихся.

Нетрадиционные формы зачетов в профильных классах.

Лучшему запоминанию материала и его систематизации способствует, к примеру, форма зачетной работы  «Мы пишем страницу истории», о которой впервые услышала на прошлой областной научно-практической конференции от Колывановой Е.А.

Разработав критерии оценивания, данный зачет стал с успехом практиковаться в старших классах.

Увлекательный процесс создания  тематических ученических презентаций и их защита становится действенным способом реализации критического осмысления огромных пластов собранной и переработанной информации, умением выделять главное от второстепенного и демонстрировать это одноклассникам. Работы оцениваются так же строго по сложившимся в школе критериям:

 Практически такие же требования предъявляются и к оцениванию докладов и сообщений учащихся:

1.                 Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.

2.                 Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулировка выводов.

3.                 Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.

4.                 Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.

 Выводы:

Если работа педагога будет системной, то и у учащихся выработается навык работы с любыми вопросами: будь то задания на сравнение или анализ исторического факта, написание эссе или задание на соответствие рядов исторической информации, работа с текстом или выбор и обоснование точки зрения.

Партнерство участников образовательного пространства и широкое внедрение элементов новых образовательных технологий в учебный процесс сделает вашу работу  увлекательным путешествием в «новую школу», а уроки учащихся запоминающимися.

Поэтапное знакомство учащихся с НОТ перед началом определенного вида деятельности и отработка конкретных навыков на каждой ступени обучения, не поставит их в тупиковую ситуацию на ЕГЭ, а напротив, создаст условия, когда ученик четко представляет алгоритм своих действий.



Источник: http://school7dzer.ucoz.ru/Statii/Sistemnii_podhod_k_podgotovke_k_EGE.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (06.04.2011)
Просмотров: 603 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz