Воскресенье, 18.08.2019, 22:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Технология изучения некоторых проблем исторического краеведения в курсе отечественной истории

Региональный базисный план предусматривает изучение исто­рического краеведения во всех общеобразовательных учебных заведениях Нижегородской области. Своеобразие и особенности данного курса требуют специальной технологии его изучения. Использование краеведческого материала в учебно-воспитатель­ном процессе активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, широко применять новые технологические приемы, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Изучение истории края с учетом экологической, социально-культурной структуры региона, его тра­диций, исторических и национальных особенностей позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс в средней школе, обеспечивает формирование патриотических качеств личности.

Как показывает практика работы в средней школе, особую сложность для учащихся представляют вопросы экономического характера, изучаемые в рамках исторического краеведения. Уча­щиеся испытывают некоторые затруднения в определении особен­ностей и закономерностей экономического развития края в изуча­емый исторический период. Многие школьники слабо ориентиру­ются в некоторых важных вопросах исторического процесса, не могут полно аргументировать свои ответы по отечественной исто­рии, привлекая краеведческий материал. Определенную слож­ность представляют систематизация и анализ исторических источ­ников, работа с местными документами, что является причиной слабых ответов учащихся и низкой их успеваемости.

Все вышеназванные «пробелы» непосредственно связаны с недостатками организации учебного процесса в школах региона. Так, например, в средней школе нет единого адаптированного учебника по историческому краеведению для классов первого концентра. Не разработаны учебные программы для 8-9 классов, и не выделены учебные часы для изучения краеведения в этих параллелях. Отсутствует систематизированный сборник докумен­тов по историческому краеведению. Поэтому учителю, выполняю­щему роль ученого-исследователя, приходится немало времени проводить в библиотеках, музеях, архивах для подбора необходи­мого материала по составлению краеведческого курса.

Все эти проблемы подтолкнули автора к поиску особой техно­логии для более эффективного и результативного изучения крае­ведения. В современной педагогической литературе подобная технология не описана, хотя некоторые учителя-практики ее уже активно используют.

Представленная технология опирается на комплекс педагоги­ческих идей с включением элементов современных педагогических систем, в том числе дидактических принципов развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.В.Эльконина и В.В.Давыдова, элементов личностно-ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской (главным образом принципов формирования понятий, так называемых метазнаний), и других авторов.

Данная технология позволяет эффективно сочетать индивиду­альную, групповую и общую классную работу, а также успешно мотивировать учебную активность учащихся всего класса. В основе технологического комплекса лежит научно-исследовательская де­ятельность, поиско-аналитический процесс, работа с исторически­ми источниками и специальной литературой. Учителю необходимо по возможности учитывать индивидуальные и возрастные особен­ности школьников, строить занятия на основе ведения диалога, обратной связи, используя при этом интерес к научно-поисковой работе.

Овладение данной технологией и ее практическое применение в изучении экономических и других вопросов краеведения дает положительные результаты:

   практически все учащиеся активно включаются в учебную работу;

   открываются широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже откры­тия, что пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, стимулирует тягу к знаниям;

   технология ориентируется на последовательное и активное развитие способов умственных действий (СУД) и деятельностно-практической сферы (ДПС) учащихся;

   учащиеся 8-9 классов не испытывают трудностей в подборе, систематизации и анализе исторических документов, в выделении закономерностей и особенностей исторического развития региона;

   учащиеся свободно оперируют важными историческими и социально-экономическими понятиями;

   широко применяется школьниками краеведческий материал для аргументации и интерпретации не только на уроках истории, но и на экзаменах, что позволяет им получить более высокую оценку;

   учащиеся активно участвуют в городских краеведческих олимпиадах и занимают призовые места.

  Дифференцированный подход и работа в проблемных группах позволяют изучить сложный материал в короткие сроки, экономят учебное время. Высокая эффективность, простота и оптимальная трудоемкость технологии дают возможность учителям средних школ сравнительно быстро ее освоить и широко использовать в практической деятельности.

Настоящая технология, как и все другие педагогические сис­темы, состоит из последовательных шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, то есть алгоритмов. Вот как, например, организован и проведен урок в 8 классе на тему «Экономическое развитие Нижегородского края в первой половине XIX века».

1.   Вводный урок по теме. Постановка целей и задач. Опреде­ление порядка сбора информации (опережающее задание). Деле­ние класса на проблемные группы с учетом дифференциации.

2.   Работа в проблемных группах, сбор необходимой информа­ции. Работа с источниками, словарями, специальной литературой в научных и культурных учреждениях города (музеях, архивах, библиотеках).

3.   Систематизация информационного материала. Консульта­ции у учителя, других специалистов. Подготовка сообщения, доклада по выбранной проблеме.

4.   Итоговый урок по теме. Форма: урок-семинар или школьная конференция.

В ходе урока по сообщениям проблемных групп учащиеся получают необходимые систематизированные знания об уровне развития промышленности, сельского хозяйства и торговли Ниже­городского края в первой половине XIX века. Учащиеся ведут конспективную запись в рабочей тетради (по пунктам) основных особенностей и общих закономерностей экономического развития края в изучаемое время. На уроке усваиваются и закрепляются такие важные понятия, как «государственные крестьяне», «поме­щичьи крестьяне», «кустарные и отхожие промыслы», «всероссий­ское торжище», «мануфактура», «фабрика», «промышленный пере­ворот» и т. д.

По ходу обсуждения вопросов темы учитель предлагает учащимся проблемные задания, для выполнения которых тре­буется привлечение источников. После обсуждения всех вопросов учащиеся делают вывод по теме урока, определяя роль Нижегород­ской губернии как экономического и торгового российского центра.

Внутри данного алгоритма как целостной технологической системы можно эффективно применять разнообразные техно­логические операции частного, локального характера: проблем­ные задания, решение логических задач, элементы дискуссии, дидактической игры, которые активизируют мыслительную дея­тельность учащихся и прививают познавательный интерес. Резуль­тативность урока прослеживается по данным диагностики и мониторинга.

Данный педагогический опыт соответствует основным крите­риям педагогической технологии (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость), что является определенным стимулом ее освоения.

Авторская программа «История Нижегородского края» для 7-9 классов, которая используется учителями Дзержинска, пред­полагает широкое применение данной технологии в процессе обучения.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Lahanov-1.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (16.02.2010)
Просмотров: 821 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz