Воскресенье, 18.08.2019, 22:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Учебно-исследовательская и проектировочная деятельность учащихся при изучении истории и духовной культуры Черноречья

Современное школьное образование переживает процесс модер­низации — качественного обновления содержания многих об­разовательных областей. Этот процесс становится неизбежным условием получения школьниками качественного современного образования в изменившейся социокультурной среде.

Новый учебный план предполагает изменение содержания некоторых учебных курсов национально-регионального компо­нента, включая краеведение. В 7 классе вместо исторического краеведения будет изучаться новый учебный курс «Нижегород­ский край» (авторы В.К.Крючков, Г.Б.Гречухин, А.Ю.Горин, Н.В.Кнутова, М.Н.Крайникова). В 2007/08 учебном году прово­дится экспериментальная работа по созданию и внедрению в образовательных учреждениях Нижегородской области УМК «Ни­жегородский край», в которой принимают участие 16 учителей из 14 школ Нижегородской области.

Специфика данного учебного курса в том, что для изучения, помимо истории края, в нем представлен материал других образо­вательных областей: биологии, экологии и культурологии. Таким образом, настоящий учебный курс отличается ярко выраженной культурологической направленностью и содержит необходимый материал, позволяющий познакомить семиклассников с культур­ным достоянием народов, населяющих наш край, научить их понимать и воспринимать те духовно-нравственные ценности, которые хранили и преумножали наши предки. Реализация насто­ящего учебного курса способствует формированию националь­ной и культурной идентичности личности, что является главным условием воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершен­ствование и развитие.

Обязательным условием реализации интегрированного учеб­ного курса «Нижегородский край» должно стать всестороннее комплексное изучение этно- и социокультурных особенностей малой родины, то есть той местности, в которой живут и учатся наши школьники.

Программа настоящего учебного курса предоставляет широ­кие возможности для изучения многих вопросов, посвященных духовной жизни народа, его веры, нравственности, обычаям и традициям.

Такого рода работа невозможна без включения самих детей в процесс учебно-исследовательской деятельности, где формиру­ются не только учебные навыки, но и ценностные ориентации и убеждения, позволяющие подрастающему поколению восприни­мать и осмысливать многие культурные традиции своей малой родины.

Программа учебного курса подталкивает учащихся к самосто­ятельному исследованию истории своего рода, своей семьи, род­ного города, его прошлого и настоящего, экологических и куль­турных традиций.

В средней общеобразовательной школе № 7 города Дзержинска, которая также участвует в региональном эксперименте, на­коплен некоторый опыт в организации учебно-исследователь­ской и проектировочной деятельности школьников.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проб­лем, имеющий своей целью построение субъективно нового зна­ния. Таким образом, она носит ярко выраженный самостоятель­ный характер и проводится как на уроках, так и во внеурочное время.

На уроках по краеведению мы часто применяем элементы исследовательского метода обучения, направленного на форми­рование первоначальных навыков исследовательской деятельно­сти семиклассников: наблюдение, самостоятельный поиск и ана­лиз фактов, формулирование выводов, анализ первоисточников, решение проблемы. В соответствии с учебной программой запла­нированы нетрадиционные уроки: урок-исследование; урок-лабо­ратория; урок-творческий отчет; урок-проект; урок-экспертиза.

В исследовательской деятельности необходимо применять и совершенствовать такую форму работы, как учебный экспери­мент. Школьники проводят социологический опрос, обрабатыва­ют и обобщают его результаты. Например, ребята провели опрос жителей г.Дзержинска в процессе изучения темы, посвященной топонимике родного города. Оказалось, что более половины рес­пондентов не могли объяснить, почему именно так названа их родная улица. Теперь ребята могут похвастаться, что знают топо­нимику города лучше своих земляков.

Домашнее задание также может иметь исследовательский характер. Специфика такого вида работы позволяет школьнику провести хоть небольшое, но самостоятельное учебное исследо­вание, например, составить родословную своей семьи, описать историю семейной реликвии и т. д.

Работа над учебным проектом, как правило, выходит за рамки урочной деятельности. Специфика данного вида работы требует организации специальных форм дополнительных занятий: фа­культативов, краеведческих кружков, поисковых групп, научных обществ.

Поскольку учебный курс «Нижегородский край» содержит объемный материал, его авторы предлагают учителю организо­вать дополнительные занятия в рамках школьного компонента учебного плана.

В нашей школе учебно-исследовательская, проектировочная деятельность школьников проходит в рамках двух структурных подразделений дополнительного образования: в краеведческом кружке и в школьном научном обществе учащихся (НОУ). Автор­ская программа кружка «Мой край Дзержинский» реализуется первый год. Она составлена на основе учебного курса «Нижего­родский край» и предполагает параллельное с региональной про­граммой изучение тем, посвященных нашей малой родине – г.Дзержинску и Черноречью. Кружок — дело добровольное, его посещают все ученики 7 класса, желающие получить необходи­мую им информацию, а также приобрести умения и навыки рабо­ты над учебным проектом.

На занятиях кружка ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта.

В конце первого учебного полугодия учащиеся 7 класса под­готовили и представили свои первые проекты, в которых исследо­ваны следующие темы: «История моей семьи», «Моя родослов­ная», «День народного единства», «Православные храмы г.Дзер­жинска», «Дудин монастырь», «Обитель на реке Лух», «Семейная реликвия», «Мой маршрут экскурсии по городу», «Красная книга родной природы».

И пусть работы получились в научном плане не совершенны­ми, но в них прослеживается важное — интерес школьников к самостоятельному поиску и творчеству. Им дана заслуженная оценка.

Другим важным направлением в деятельности кружка явля­ются экскурсии по историческим и культурным местам г.Дзер­жинска и его окрестностям. В процессе экскурсионной работы учащиеся не только могут познакомиться с изучаемым объектом, но и самостоятельно поучаствовать в расширении информацион­ной базы (фотографии, рисунки, интервью и т. д.). Наиболее посещаемыми местами являются Дудин монастырь на реке Оке и монастырь Флорищева пустынь на реке Лух. Интерес к право­славным святыням свидетельствует о возрождении веры в Бога, совершенствовании духовных ценностей личности ребенка.

В рамках школьного НОУ также проводится научно-иссле­довательская работа по краеведению. Юные краеведы стремятся познать все стороны изучаемого предмета исследования, восста­новить историю его создания, собрать и сохранить устные свиде­тельства, документы и фотографии.

Исследовательская работа по краеведению в рамках НОУ строится по нескольким направлениям:

1.   Моя семья в истории «малой» и «большой» Родины.

2.   Человек в истории родного города.

3.   Православная церковь на Нижегородской земле.

4.   Политические репрессии XX века в г. Дзержинске.

5.   Эколого-исторические традиции Черноречья.

6.   Человек и война.

7.   Дзержинск между прошлым и будущим.

Поскольку наш город достаточно молод, его история свежа в памяти не одного поколения горожан, которые были свидетеля­ми и участниками многих исторических событий. Широкие воз­можности для проведения исследования открывают фонды город­ского архива, городского краеведческого музея, библиотечной системы г.Дзержинска.

В семьях многих школьников хранятся ценные реликвии — письма, дневники, документы, фотографии, старые вещи — сви­детели прошлого. Все это служит источниковой базой для серьез­ного исследования.

Центральной фигурой в организации научного исследования учащихся является учитель — научный руководитель, который проводит консультации, советует, проверяет и рецензирует рабо­ты школьников. А в роли научных консультантов могут выступать разного уровня специалисты и, конечно же, родители, которые являются незаменимыми помощниками своих детей в изучении истории семьи.

Традиционным итогом работы НОУ является школьная науч­но-практическая конференция, на которой учащиеся представля­ют и защищают свою исследовательскую работу.

Наши ученики не ограничивают свою деятельность только рамками исследования. Свои знания, полученные в НОУ, они широко используют, участвуя в краеведческих, Рождественских чтениях, Интернет-викторинах и олимпиадах. Лучшие работы рекомендуются для участия в городских, областных и всероссий­ских конкурсах и конференциях и почти всегда получают высо­кую оценку.

В нашей школе созданы все необходимые условия для плодо­творной учебно-исследовательской и проектировочной деятель­ности, позволяющие реализовать право учащихся на получение качественного и современного образования. Как показывает прак­тика, многие учащиеся школы способны успешно реализовать все свои исследовательские умения и навыки в будущем, поступив в вуз и продолжив научно-исследовательскую работу на более вы­соком уровне.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Богословский М.М. Областная история России, ее научное обо­снование и современные задачи / М.М.Богословский // Отечество: кра­еведческий альманах. — М., 1993. — № 4.

2.  Волков А.Л. Человек и город — пересечение судеб / А.А.Волков [и др.]. — Н. Новгород, 2000.

3.  Горнева Р. Город Дзержинск: экскурсионный очерк / Р.Горнева. — Горький, 1985.

4.  Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.Дереклеева. — М. : Вербум, 2001.

5.  Крючков В.К. Нижегородский край / В.К.Крючков [и др.] // Интегрированный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений: программа. — Н. Новгород, 2007.

6.  Лаханов Ю.И. Роль школьных НОУ по истории в процессе раз­вития воспитательного потенциала и совершенствования исследователь­ских навыков личности учащихся / Ю.Н.Лаханов. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2007.

7.  Степанкова М.В. Учебная исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В.Степанкова. — СПб : КАРО, 2005.

Шальнов С.А./ Дзержинск — наш дом / С.М.Шальнов.— Н.Новгород, 1999.

Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/Lahanov-3.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (20.02.2010)
Просмотров: 2361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz