Среда, 17.07.2019, 01:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ школа № 7

Меню сайта
Официальный сайт
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи педагогов школы

Условия развития одаренности младших школьников

Ориентация младших школьников на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Современные цели образования требуют совершенно иного научно-исследовательского и практического подхода к данной проблеме.

У понятия «детская одаренность» есть аналог – «потенциал личности», так считают доктор психологических наук, профессор А.М. Матюшкин, педагоги – исследователи американский психолог Дж.Рензулли и др. По мнению профессора И.А.Савенкова «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Известный специалист в области исследования детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории одаренных детей: дети с высоким IQ; дети, достигающие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Опираясь на наблюдения А.И.Савенкова, можно сказать, что реальная педагогическая практика научилась различать лишь 3 категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями уровня общей одаренности (интеллектуальная одаренность). Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще всего называют талантливыми. К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Мы предлагаем рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и напротив, проявляющуюся в завуалированной, замаскированной форм е – скрытой.

Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность , т.е.замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». Дети, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализован в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».

На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследованию детской одаренности, классифицируя различные подходы к этой проблеме, мы выделяем следующие категории одаренных детей:

  • Дети с высоким IQ (умственная одаренность)
  • Дети, достигающие высоких успехов в художественной, музыкальной, спортивной и т.п. деятельности (творческая одаренность)
  • Дети, проявляющие отличные успехи в учебной деятельности (академическая одаренность)
  • Дети с высокой креативностью (интеллектуальная креативность) – потенциальная одаренность. Это школьники, которые имеют определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не могут реализовать их в данный момент деятельности в силу их функциональной недостаточности.

·         Специалисты утверждают, что число явно одаренных детей составляет 1-2% от общего количества детей. Предполагается, что общее число явно и неявно одаренных детей примерно 20-25% от общего числа учащихся.

 

Классификация одаренных детей по виду способностей.


Виды способностей

Краткая характеристика

Интеллектуальная одаренность

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.

Одаренность в какой-либо деятельности

Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т.д.).

Академическая (или школьная) одаренность

Дети с опережающим умственным развитием, ярко проявляющимися способностями к обучению, легким и прочным усвоением учебного материала, безошибочным выполнением учебных заданий, что обуславливает отличную успеваемость.

Креативная одаренность

Дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, неожиданными для учителя вопросами и  замечаниями, ищущими свой подход к выполнению учебных заданий, применяющие оригинальные способы их решения.

 

Изучение творческих способностей детей тесно связано с анализом их развития в контекстах различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, Ю.А.Полуянов, К.В.Тарасова, А.А.Мелик-Пашаев, И.В.Дубровина, В.Т.Кудрявцев, В.Б.Синельников, Л.Ф.Обухова, С.М.Чурбанова и др.)

В исследованиях по проблеме одаренности выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития ребенка. Однако, при этом в ряде исследований показано, что для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий (Е.Торранс, Ф.Монке и др.). Проведенные исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие креативности ребенка, значительная роль среди которых отводится его окружению – семье, сверстникам, школе.

В нашем исследовании учтены следующие социальные особенности учащихся ЭК и КК: уровень образования родителей, реализация в профессиональной деятельности, возможность посещения кружков и секций во внеурочное время.

В исследовании принимало участие 52 родителя ЭК и 38 родителей КК. Испытуемые обозначали место работы, занимаемую должность и уровень образования на данный момент.

Мы можем отметить, что большая часть родителей ЭК имеет высшее образование (50,4%), т.е. по среднестатистическим показателям в каждой семье есть родитель с высшим образованием. Однако отметим, что в нескольких семьях оба родителя (или один) имеют средне специальное (техническое) образование. В КК образовательный уровень родителей отличается от уровня родителей ЭК: 78,3% имеют средне техническое или средне специальное образование. По профессиональной принадлежности в ЭК 68,7% являются служащими (в КК 34,2%), соответственно рабочие 11,5% в ЭК и 55,2% в КК. Следовательно, социальные и психологические условия учащихся ЭК более благоприятны для реализации творческого потенциала ребенка.

Таким образом, социальное окружение – семья, уровень образования родителей, способствуют развитию у детей одаренности. Однако, вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

 

Литература.

 1.      Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия е развития // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИПРАН, 1991, с.7.

2.      Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов / Д., 1983, - 173 с.

3.      Доровский А.Н. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: РПА, 1998, 209 с.

4.      Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Издательство «Питер», 1999, - 368с. Серия «Мастера психологии»

5.      Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии, 1989, - №6, - с. 29-33.

6.      Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе, - Екатеринбург: У-фактория, 2004, -273 с.

7.      Теплов Б.Н. Способности и одаренность /Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961, с. 9-38.

8.      Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. – 1983, - т.4., - №5, - с.3-10.

9.      Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. – М., 1998, - 268 с.



Источник: http://www.school7dzer.ucoz.ru/Statii/____.doc
Категория: Статьи педагогов школы | Добавил: Администратор (22.03.2010)
Просмотров: 4604 | Теги: родители, креатив, потенциал, творчество, Развитие, дети, одаренность, Способности, статья, интеллект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2019
Используются технологии uCoz